Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Когда произошло вто выделеше нойдовъ — сказать трудно, несомненно лишь то, что еще въ X V II ьЬк'Ь рядомъ съ пойдами существовали и главы семьи, но обязанно- стямъ своимъ, по своей деятельности и силе подчасъ ничемъ не отличавннеся отъ ной­ довъ; но нойды являются уже въ X V II веке, какъ преобладающий классъ жрецовъ, явля­ ются также колдунами и, невидимому, въ скоромъ времени и колдовство всецело пере- ходитъ изъ рукъ главы семьи въ руки нойдовъ. Каково-бы ни было происхождеше лопарскихъ нойдовъ, но, какъ я уже сказалъ, большинство писателей знаетъ нойдовъ, какъ классъ уже выделившейся, обособивппйся въ отдельную группу. Они являются жрецами, шаманами и колдунами. Неотъемлемою ихъ принадлежностью является бубенъ, при помощи котораго они совершаютъ колдовство и узнаютъ будущее и волю боговъ и лечатъ болезни и т. д. Нойдой, одпако, могъ сделаться не всякй; некоторые уже имели отъ предковъ даръ сделаться имъ. Вотъ какъ объясняетъ, со словъ лопарей, 1оаннъ Торней обстоятель­ ства, при которыхъ тайе люди делаются пойдами: „всягай разъ, когда дьяволъ увидитъ, что тагае люди могутъ быть хорошими слугами ему, онъ посылаетъ на нихъ болезнь въ самомъ раннемъ детстве: во время болезни онъ показываетъ имъ различныя картины и видетя, изъ которыхъ они сообразно съ своимъ возрастомъ научаются тому, что отно­ сится къ этому искусству (колдовству). Затемъ онъ иасылаетъ на нихъ вторую болезнь, въ которой онъ показываетъ имъ больше видешй, изъ которыхъ они научаются ещё больше искусству, чемъ во время первой болезни. Если онъ пошлетъ на нихъ третью болезнь, которая бываетъ столь тяжелой, что они подвергаются опасности потерять жизнь, то имъ являются все видешя дьявольсйя, изъ которыхъ они научаются всему, что не­ обходимо для совершеннаго знашя колдовства х). Подобный яге сведетя встречаемъ мы у Лущцуса: по его словамъ, лопари верятъ, что злой духъ входитъ въ тела некоторыхъ людей по достиженш ими зрелаго возраста. Духъ является такому человеку обыкновенно въ лесу, договаривается съ нимъ объ услов^яхъ, на которыхъ онъ будетъ служить ему, затемъ учитъ его волшебной ’песни, при ненш которой духъ долженъ явиться. Духъ принимаете видъ рыбы, птицы, змеи или карлика; въ образе карликовъ духи являются подчасъ въ более или ыенее значительномъ количестве 2). Колдовству можно, однако, на­ учиться и отъ другаго нойды; можно было быть его ученикомъ, известное время сопро­ вождать его, присутствовать и помогать ему при его деяшяхъ и такимъ образомъ выра­ ботать изъ себя пойду. Но для того, чтобы быть признаннымъ таковымъ, необходима была санкщя старыхъ, уже испытанныхъ нойдовъ. Посвящеше новаго нойды совершалось следующимъ образомъ: несколько старыхъ нойдовъ соглашались собраться у молодаго, же- лающаго получить это звате; сойдясь въ домъ новопосвящаемаго, одинъ старый нойда садился около дверей такъ, что ноги молодаго и стараго нойды скрещивались. Молодой начиналъ затемъ бить въ бубенъ и петь. Если, во время этого, сайво входилъ въ жи­ лище и переходилъ ихъ ноги, по такъ что это замечалъ лишь молодой, то старикъ на х) Scbefferus. Lapponia, p. 122. 2) „Живописное Об 08 р. Странъ Св£та“, 1873, № 33. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz