Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
214 разсказъ, согласно которому нриказчикъ одного н'бмедкаго купца, находясь въ Лапландш, пожелалъ узнать, что делаетъ его госнодинъ; чародей, после н'Ьсколькихъ д'Ьйсиий, раз- сказалъ все, что делаетъ натронъ въ далекомъ п'Ьмецкомъ города '). Распространенъ былъ и разсказъ, по которому одна лопарская колдупья заставила сонмъ адскихъ духовъ явиться передъ норвежскимъ королемъ Гадиномъ; другая, по имени Крака, приготовила для сына Гадина, Ролло, похлебку такой силы, что если-бъ Ролло ее етЛлъ, онъ дол- женъ-бы былъ сделаться мудрымъ и краспор'Ьчивымъ, но его младпнй братъ, Эрикъ, отнялъ у него похлебку и съ'Ьлъ ее, вследсттае чего онъ сталъ умнымъ, благодаря чему впоследствш онъ и достигъ норвежской короны 2). Насколько были распространены эти разсказы, мол!етъ служить доказательствомъ, то что даже въ X V III в. Петръ Гегстремъ считалъ нужнымъ опровергнуть ходячее мне ние, что лопари могутъ переноситься вместе съ своими оленьими стадами съ места па место на облакахъ, и объявить такого рода мпЬте: „ложными нредставлетями необра зованна™ человека, такъ какъ подобный вещи въ Лапландш неизвестны" 3). Естественно, что не все лонари считались наделенными такой силой чародейства. Изъ числа ихъ выделялось лишь несколько лицъ, знающихъ тайны чародейства, могу- щихъ навести порчу, причинять болезнь или смерть. Среди древнихъ лопарей мы почти не встречаемъ женщипъ-чародеекъ; въ большинстве случаевъ, даже почти исключительно, эта сила принадлежите мужчинаыъ. Тате чародеи назывались лопарями нойдами, ноай- дами: они въ своемъ положенш соединяли функцш и жреца, и шамана, и просто колдуна. Эти две носледтя деятельности были тесно связаны другъ съ другомъ: кто былъ ша- маномъ, тотъ былъ и колдуномъ и наоборотъ; вотъ почему для древнихъ лопарей нельзя отделять шамана отъ колдуна, что показываете, между прочимъ, и само назвате того или другаго нойдомъ. To-же самое следуетъ сказать и ожреческихъ обязанностяхъ нойды; нойда-колдунъ-шаманъ является обыкновенно и жрецомъ и наоборотъ, жр'ецъ у древнихъ лопарей является всегда шаманомъ и колдуномъ. Поэтому -то нельзя говорить о нойде- шамане, нойде-колдуне и нойде-жреце у древнихъ лопарей, а лишь о дейстшяхъ нойды, какъ шамана, какъ колдуна, какъ жреца. Что касается современныхъ русскихъ лонарей, то нойды среди пихъ утратили свое значете, какъ шамана и жреца, но сохранили за собой вполне значете колдуновъ. Шаманизмъ представляютъ обыкновенно, какъ религш, въ которой, при помощи определенвыхъ действй, приводящихъ известное лицо (шамана) въ экстазъ, можно подчинить себе какого-нибудь духа, обыкновенно того, который либо вселился въ шамана, либо служитъ ему, и заставить его произвести те или иныя дейетшя, раскрыть будущее, исполнить какое-либо поручете. „Главная идея (лежащая въ основе шаманизма), гово ритъ Кастренъ 4), это та, что въ природе существуютъ абсолютный силы, которыя ока- зываютъ безусловное B .™ m e на человека. Вместе съ постепенно прюбретеннымъ взгля- домъ, что человекъ не созданъ непосредственнымъ владыкой природы, является въ немъ ■) Ibid. р. 135. 2 ) Acerbi. Reise, p. 494. 3) Hogstrom. Beschreibung, p. 26. *) A Castren. Yorlesungen, p. 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz