Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
213 Циглеръ сообщаетъ, что лоиари завязываютъ три волшебныхъ узла и, когда они развя зывайте одинъ—подымаются ветры сь умеренной силой; когда они развязываютъ вто рой узелъ— начинаютъ дуть ветры бо.тЬе сильные; когда развяжутъ третМ—поднимается буря и гроза *). То же самое сообщаетъ и Ричардъ Эденъ, съ небольшими изм'Ьпешями сравнительно съ Циглероиъ 2). Другой писатель сообщаетъ, что лопари могутъ удер жать корабль па ходу такъ, что никакая сила в'Ьтровъ не можетъ ихъ сдвинуть сч, м’Ьста 3). Дал’Ье Циглеръ говоритъ, что лопари приготовляютъ неболытя, величиной въ налецъ, волшебный копья изъ свинца и посылаютъ ихъ на своихъ враговъ; копье это разитъ того, кому оно было назначено, и тотъ въ страшныхъ мучетяхъ умираетъ черезъ три дня. Шефферъ, у котораго мы заимствуемъ эти сведешя, замечаете, „что теперь (въ концеXVIIв.) н’Ьтъ никого, кто-бы зналъ это"; онъ полагаетъ, что Циглеръ ошибся, припи сывая лопарямъ способность пасылать свинцовыя копья и нрибавляетъ, что другой писатель, Петръ Клауди, называетъ „ганъ“ — то, что посылаютъ лоиари; этотъ ганъ наноситъ илюдямъ и животнымъ смерть или вредъ. Но если одни лопари им'Ьли силу пасылать такимъ обра- зомъ смерть, то друг1е лопари были пад'Ьлены способностью изгонять этотъ ганъ; кроме того, ганъ вредилъ лишь тогда, когда посылающш его зналъ имя отца того лица, кото рому опъ хотЬлъ вредить. Накопецъ, лоиари, по словамъ Шеффера, имеютъ силу па сылать еще такъ называемые тире (tyre), особо приготовленную массу, величиной съ орехъ или съ яблоко средней величины. Это тире продается лопарями; -оно летитъ по направленно того лица, на котораго оно посылается, „словно вихрь или словно пущенная изъ лука стрела, либо шаръ, и если по дороге ему встретится что-нибудь живое, каково бы оно ни было—тире поражаетъ его.... И, такимъ образомъ, оно нередко отклоняется отъ лица, для котораго оно было назначено, и поражаетъ невиниаго. И даже до настоя- щаго времени, заключаете Шефферъ, петъ недостатка въ нечальныхъ примЬрахъ такого рода1! *). Этотъ-же писатель приводите даже рисунокъ этого тире. Могутъ лопари насы лать болезнь или смерть также при помощи волшебнаго бубна, хотя способы, которыми зло делается при помощи бубна, и неизвестны, такъ какъ лопари держатъ ихъ втайне. Еще писатель X V II века, насторъ и магистръ 1оаннъ Торпей, вполне верите въ воз можность нанесетя вреда при посредстве бубна. „Между этими лопарями, пишетъ онъ> былъ одинъ летъ восьмидесяти, который признавался, что онъ, будучи еще мальчикомъ, научился отъ своего отца этому искусству (т. е. причинять вредъ или смерть при по мощи бубна) и въ 1670 году.... устроилъ такъ, что одинъ крестьянинъ утопулъ въ пороге. Его приговорили къ смертной казне и въ оковахъ везли изъ Лапландш къ бли жайшему городу Ботнш. На дороге онъ при помощи своего искусства убилъ себя, такъ что скончался въ одинъ мигъ, хотя сиделъ совершенно здоровымъ въ телеге1 ")■ Чаро деи при помощи бубна, или при иснолнети известныхъ действш могли узнать о том'}., что происходило въ другой, подчасъ очень отдаленной стране. Такъ Шефферъ передаете >) Scliefferus. Lapponia, р. 144. 2) The journal of the Anthropological Institute. 1885. November. b) Scliefferus. p. 145- 4) Ibid, pp. 146-149. B) Ibid, pp. 143, 144.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz