Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

213 Циглеръ сообщаетъ, что лоиари завязываютъ три волшебныхъ узла и, когда они развя­ зывайте одинъ—подымаются ветры сь умеренной силой; когда они развязываютъ вто­ рой узелъ— начинаютъ дуть ветры бо.тЬе сильные; когда развяжутъ третМ—поднимается буря и гроза *). То же самое сообщаетъ и Ричардъ Эденъ, съ небольшими изм'Ьпешями сравнительно съ Циглероиъ 2). Другой писатель сообщаетъ, что лопари могутъ удер­ жать корабль па ходу такъ, что никакая сила в'Ьтровъ не можетъ ихъ сдвинуть сч, м’Ьста 3). Дал’Ье Циглеръ говоритъ, что лопари приготовляютъ неболытя, величиной въ налецъ, волшебный копья изъ свинца и посылаютъ ихъ на своихъ враговъ; копье это разитъ того, кому оно было назначено, и тотъ въ страшныхъ мучетяхъ умираетъ черезъ три дня. Шефферъ, у котораго мы заимствуемъ эти сведешя, замечаете, „что теперь (въ концеXVIIв.) н’Ьтъ никого, кто-бы зналъ это"; онъ полагаетъ, что Циглеръ ошибся, припи­ сывая лопарямъ способность пасылать свинцовыя копья и нрибавляетъ, что другой писатель, Петръ Клауди, называетъ „ганъ“ — то, что посылаютъ лоиари; этотъ ганъ наноситъ илюдямъ и животнымъ смерть или вредъ. Но если одни лопари им'Ьли силу пасылать такимъ обра- зомъ смерть, то друг1е лопари были пад'Ьлены способностью изгонять этотъ ганъ; кроме того, ганъ вредилъ лишь тогда, когда посылающш его зналъ имя отца того лица, кото­ рому опъ хотЬлъ вредить. Накопецъ, лоиари, по словамъ Шеффера, имеютъ силу па­ сылать еще такъ называемые тире (tyre), особо приготовленную массу, величиной съ орехъ или съ яблоко средней величины. Это тире продается лопарями; -оно летитъ по направленно того лица, на котораго оно посылается, „словно вихрь или словно пущенная изъ лука стрела, либо шаръ, и если по дороге ему встретится что-нибудь живое, каково бы оно ни было—тире поражаетъ его.... И, такимъ образомъ, оно нередко отклоняется отъ лица, для котораго оно было назначено, и поражаетъ невиниаго. И даже до настоя- щаго времени, заключаете Шефферъ, петъ недостатка въ нечальныхъ примЬрахъ такого рода1! *). Этотъ-же писатель приводите даже рисунокъ этого тире. Могутъ лопари насы­ лать болезнь или смерть также при помощи волшебнаго бубна, хотя способы, которыми зло делается при помощи бубна, и неизвестны, такъ какъ лопари держатъ ихъ втайне. Еще писатель X V II века, насторъ и магистръ 1оаннъ Торпей, вполне верите въ воз­ можность нанесетя вреда при посредстве бубна. „Между этими лопарями, пишетъ онъ> былъ одинъ летъ восьмидесяти, который признавался, что онъ, будучи еще мальчикомъ, научился отъ своего отца этому искусству (т. е. причинять вредъ или смерть при по­ мощи бубна) и въ 1670 году.... устроилъ такъ, что одинъ крестьянинъ утопулъ въ пороге. Его приговорили къ смертной казне и въ оковахъ везли изъ Лапландш къ бли­ жайшему городу Ботнш. На дороге онъ при помощи своего искусства убилъ себя, такъ что скончался въ одинъ мигъ, хотя сиделъ совершенно здоровымъ въ телеге1 ")■ Чаро­ деи при помощи бубна, или при иснолнети известныхъ действш могли узнать о том'}., что происходило въ другой, подчасъ очень отдаленной стране. Такъ Шефферъ передаете >) Scliefferus. Lapponia, р. 144. 2) The journal of the Anthropological Institute. 1885. November. b) Scliefferus. p. 145- 4) Ibid, pp. 146-149. B) Ibid, pp. 143, 144.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz