Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

21 2 году; если выйдетъ повязка— оставаться ей въ д'Ьвушкахъ. Также гадаютъ и мужчины; въ пользу предноложешя, что это гадаше залесено къ лопарямъ изъ Колы, достаточно говоритъ какъ и матер1алъ, который употребителен!, при гадапш, такъ, главнымъ обра­ зом!., и время, въ которое это гадаше производится. Если это единственный способъ гадашя на счетъ будущаго, въ Нотозерскомъ norocrt, къ которому могутъ прибегать простые люди, не колдуны, то въ древнее время гадашя были очень развиты, но они совершались, главнымъ образомъ, при помощи бубна; когда бубенъ перешелъ изъ рукъ отдельныхъ лицъ исключительно въ классъ нойдовъ, то къ нойдамъ перешли вместе съ нимъ и обязанность и сила узнавать будущее. Мы виде­ ли уже нойду, выстунающаго въ роли жреца,— посмотримъ, какимъ оиъ былъ—въ роли шамана и колдуна у древнихъ лоиарей, и во что онъ обратился въ настоящее время. Следуетъ заметить, что Лапланд1я съ незапаыятныхъ временъ считается страной, населенной чародеями. Еще въ Калевале мы видимъ мать Лемпнкейнена, которая, желая удержать сына отъ поездки въ Похьолу, говоритъ ему: Въ древней Poccin мы встречаемся также со взглядомъ на лопарей, какъ на опасных!, чародеевъ и ведуновъ: такъ въ 1584 году 1оаннъ Грозный призываетъ колдуновъ ло­ нарей для объяснешя значешя появившейся въ то время кометы. После убйства Лже- димитр1я I стали ходить слухи, что земля не нрпнимаетъ его тела, и некоторые утверж­ дали, „что Гришка былъ колдупъ, выучивппйся этому искусству у Ланонцевъ: когда они дадутъ себя убить, могутъ и воскрешать себя. И онъ выучился этому дьявольскому ис­ кусству" 3). Но наиболее характерными въ этомъ отношешй являются разсказы, передавае­ мые намъ средневековыми писателями о колдовстве лоиарей. Уже одипъ тотъ фактъ, что эти разсказы были такъ сильно распространены, служитъ доказательствомъ, какъ крепко утвердилась за лопарями слава о ихъ чародействе. Ограничусь лишь некоторыми изъ этихъ разсказовъ, которыхъ было такое множество. Такъ долгое время держалось мнете, что лопари имеютъ власть надъ ветрами. Не ходи ты, мой сыночекъ, Въ села дальшя Похьолы, Не ходи безъ чародейства, Безъ премудрости всевластной Къ очагамъ детей Похьолы, На поля детей лашавдскихъ. Запоетъ тебе лапландецъ, Закляветъ тебя турьяпецъ: По уста полояштъ въ угли, Въ пламя голову и плечи, Въ золу жаркую всю руку На камевьяхъ раскаленныхъ1 ')• И несколько дальше: „Не ходи отсюда, милый, Въ те холодный селенья, Въ эту мрачную Похьолу, Тамъ опасность угрожаетъ... Хоть ты будешь стоязычнымъ.... Все же ты не бросишь пеиьемъ Сыновей Похьолы въ воду Ты пе скажешь, какъ турьянецъ И не скажешь, какъ лапландецъ1 !). Калевала, руна 12, переводъ Я. Б-Ьльскаго. «Турьянецъ» —норвежецъ. г) Ibid. 3) Петръ Петрей. Ист. о Бел. Кн. Московскому стр 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz