Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

211 вомъ входъ въ Кольскую губу, чтобы досадить преп. Трифону. До сихъ поръ лопари иоказываютъ еще кресты, которые, но ихъ предатямъ, ставилъ преп. Трифонъ, желая провести границу между крещеною лопыо и некрещеною. Къ числу дней, чтимыхъ современными русскими лопарями, с.тЬдуетъ отнести для неченгскихъ и пазр'Ьцкихъ лопарей день Ивана Постнаго, для нрикольскихъ — Ивановъ день, 24-го ноня. Въ день Ивана Постнаго лопари печепгсгае Ьдятъ рыбу, но голову ея не трогаютъ: ато происходитъ оттого, что этотъ день лопарями называется безголовнымъ днеыъ (востамесъ, войве-темасъ). Въ этомъ нельзя не вид-Ьть также в.ташя на лопарей русскихъ ихъ сосЬдей: обычай не есть въ этотъ день ничего круглаго, какъ известно, распространенъ въ очень многихъ м'Ьстностяхъ Россш. Въ томъ, что къ этому дню ripiypo4eno начало поваго года, с.тЬдуетъ также вид'Ьть вляше русскихъ, начинавшихъ свой ]’одъ до Петра I съ 1 сентября: лопарейй годъ пр 1 уроченъ лишь къ наиболее близ­ кому къ этому числу празднику. Прикольсгае лонари нразднуютъ канунъ Ивана Кунала; въ эту ночь лопари ищутъ травъ у ручьевъ: ищутъ иногда вмЬсгЬ и парни и дЬвушки; эти траяы сушатъ и за- гЬмъ, когда никого изъ старшихъ не бываетъ дома, нотихонько завариваютъ и пыотъ. Въ Нотозерскомъ ногосгЬ на день Ивана Постнаго также ищутъ травъ, сушатъ ихъ и пыотъ; Д'Ьлаютъ это не только парни и д'Ьвушки, но и женатые, равно старики, какъ \ и молодые. Въ ночь па Ивана Купала зажигаютъ огви и въ Н'Ькоторыхъ м'Ьстностяхъ | прыгаютъ черезъ костеръ. Праздноваше Ивановой ночи, вероятно, занесено къ лопарямъ изъ Колы, хотя въ V Кол'Ь въ настоящее время, по крайней м'Ьр'Ь, травъ на Ивана Купала и не собираютъ. То, что лонари съ суев'Ьр1емъ относились къ тому или иному дню, въ которые праздновалась память хриспанскихъ святыхъ, сообщаетъ еще Шефферъ: они соблюдаютъ некоторые дни, пишетъ онъ, и одни дни считаютъ счастливыми, друпе—несчастными; несчастными днямиони считаютъ день памяти св. Екатерины, св. Марка, который называется ими Кантепейве и день памяти св. Климента. Въ эти дни они пе предпринимают!, шпаной работы и не ходятъ на охоту, приводя этому с.гЬдуюшдя двЬ причины: если они въ такой день нойдутъ на охоту, у нихъ непременно сломаются лукъ и стрЬ.лы; во-вторыхъ, если они не воздержатся отъ охоты въ этотъ день, у нихъ не будетъ уигЬха на щЬлый годъ. Къ несчастнымъ днямъ лоиарп причисляли и день Рождества Христова, какъ было указано выше 5). Въ этихъ в’Ьроваьияхъ мы должны вид'Ьть безъ сомн-Ьтя upiyp04eme язы- ческихъ обрядовъ и вероваюй къ днямъ, празднуемымъ хрисианской церковью; а въ н'Ькоторыхъ случаяхъ, какъ наприм’Ьръ, въ ночитапш дней св. Екатерины, Марка, Кли­ мента сл£дуетъ видЬть, по всЬмъ в'Ьрояпямъ, остатки пропов'Ьдп католиковъ—миссюне- ровъ среди лонарей до X V I в. Что является несомненно заноснымъ—ато обычай лить воскъ нодъ руссйй новый годъ среди лопарей Нотозерскаго погоста; это д'Ьлаютъ либо д'Ьвушки, либо холостые ло­ пари: если дЬвушк'Ь выйдетъ изъ воска повойиикъ—ей выдти замужъ въ нредстоящемъ г) Schefferus. Lapponia, p. 89.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz