Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

210 стоитъ въ связи съ иредставлешемъ о бол'Ьзни; какъ о странствующихъ духахъ; это представлеше, встречавшееся и у древнихъ лопарей, встречающееся и у современныхъ русскихъ лопарей, повл1яло на образовап!е толковашя вышеприведеннаго сна. Небезъннтереспы и веровашй лопарей, что покойники ихъ являются имъ по сне и разсказываютъ о своей загробной жизни; для этого требуется только явившагося во сне покойника спросить, какъ ему живется, и онъ равскажетъ подробно свою жизнь и объявитъ, требуется-ли еще поминовеше его души или, благодаря тому, что онъ взятъ на небо, поминовеше является уже лишнимъ. Среди прочихъ суеверй лопарей следуетъ сказать несколько словъ и о ихъ воз- зретяхъ на святыхъ; что они ихъ чтутъ и передъ иконами ставятъ свечки — это не­ сомненно, но вместе съ темъ лопарь смотритъ на нихъ, какъ на покровителей того или другаго своего занятая и сообразно съ темъ, чемъ онъ занимается въ данное время года, онъ и выбираетъ себе святаго; такъ, во время весенняго лова опъ чтитъ одного святаго, во время летняго лова—другаго и т, д. Это объясняется двумя обстоятельствами: частью темъ, что святые, некоторые, по крайней мере, заменили ему его языческихъ боговъ, частью темъ, что начало или конецъ лова совпадаете съ тЬмъ или другимъ праздникомъ православной церкви. Не безъ вл!яшя на представлешя лопаря о святыхъ- покровителяхъ остались и коляне, которые также имеютъ своихъ святыхъ для разныхъ завятш. Все это вместе взятое объясняете до известной степени, почему представлешя лопарей о святыхъ мало оригинальны въ сравнеши съ прочими местностями Россш. Бед­ ность сказашй о святыхъ зависите оттого, что лопари сравнительно поздно просветились христаанствомъ и не уеттбли еще выработать этихъ сказашй. Изъ покровителей- святыхъ у лопарей следуетъ упомянуть о вероватяхч, въ Св. Николая Чудотворца и въ свв. апост. Петра и Павла. Первый считается нокровителемч> рыболововъ во время морскаго лова; онъ посылаетъ хорошую или дурную погоду. Что касается до свв. Петра и Павла, то они являются покровителями весенняго лова и въ это- то именно время лопарь, щлезжая въ церковь, ставитъ имъ свечки; когда начинается летим лоеъ, начинаютъ молиться св. Илье-иророку, такъ какъ онъ является покровите­ лемъ этого лова. Св. ЕвстафШ Плакида считается покровителем!, олепей. Более всего чтится, однако, лопарями ихъ просветитель прей. Трифоиъ и это, пожалуй, единственный святой, о которомъ лопари имеютъ более яспое представлеше и о которомъ у нихъ хо­ дите разсказы и иредаюя; лопари довольно хорошо помнятъ исторно введешя въ ихъ среде хриспанства, хотя многое переделали по своему: они разсказываютъ, наиримеръ, что преподобный явился изъ Р осйи , долго среди нихъ жилъ, обходилъ ихъ землю и кре- стилъ; но лопари не хотели принимать св. крещеши и делали разный непр 1 итпости св. Трифону; разч, они собрались большой толпой къ нему и, когда преп. Трифонъ вышелъ, они схватили его за волосы и долгое время волокли его, вследств 1 е чего онъ онлеши- велъ (пр. Трифонъ, какъ известно, изображается на иконахъ плешивымъ); Богъ пака- залъ лопарей за это и сделалъ такъ, что между лопарями теперь много плешивыхъ (Массельга, Нотозеро, Сонгелы). О происхождеши Айновыхъ и Кильдинскаго острововъ сохранилось предаше, что нойды, недовольные успехами новой проповеди среди лоиарей, хотели Айновыми островами запереть входъ въ Печенгскую губу, а Кильдинскимъ остро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz