Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

209 женпо „чернымъ, долгохвостымъ, рогатымъ", вамЪнилъ собой души предковъ лопарей, которые, главнымъ образомъ, по представленш древнихъ лопарей, посылали сновид'Ьтя, заботясь о судьбе и благосостоянш своихъ почтительныхъ къ нимъ потомковъ. Какъ-бы то ни было, но современному русскому лопарю чертъ, показывая тотч. или другой сон-ь, иносказательно открывает'], будущее, предоставляя лопарю самому уже проникать въ истинное значеше сна. Отсюда распространенность толковатй сповъ у лопарей. Каждое утро лопари разсказываютъ другъ другу свои сны и семейнымъ советомъ обь- ясняютъ то или другое значеше его. Вотъ некоторый толкования сновъ со словъ ното- зерскихъ и сонгельскихч. лопарей. Передъ смертью кого-нибудь видятъ во сне, что лицо, которому суждено умереть, падаетъ вч, яму и его оттуда вытащить не удается, Если передъ сватовствомъ женихъ увидитъ во сне, что девушка, которую онъ собирается сватать, стоитъ отъ него близко, то сватовство его будетъ принято; если на­ оборотъ— то нетъ. Если приснится, что выпадаетъ зубъ—умретъ ребенокъ; если потеряется во сне кольцо— къ смерти мужа; кч, смерти жены мужу снится, что жена затеряла свой голов­ ной уборъ. В ъ случае, если девушке приснится, что ей даютъ въ подарокъ серебряное или золотое кольцо или оленя, деньги или какой-нибудь гостинецч, — она можетъ быть уве­ рена, что женихъ у нея будетъ богатый; если же та въ подарокъ получаетъ медное кольцо— женихч. будетч. бедный. Передъ песчаспемч. или непр 1 ятностыо лопарь видитч. во сне священника или чиповника. Оленя — къ дурной погоде; масло или толпу народа — кч, хорошей погоде; столъ съ яствами — къ хорошему промыслу; пустой столъ — кч, плохому; кч. хорошему промыслу--видятъ бисеръ. Среди иазрецкихч. лопарей существуютъ следуюнця толковашя сновъ. Когда видятъ полную воду (приливъ)— промыселъ будетъ удачный. Видеть, что стреляютъ изъ ружей, предвещаете гостей. Видеть, что едешь съ колокольчикомъ— непременно къ несчастно или къ смерти родственника; если снится, что лргЬвжаюгь изъ такого-то погоста съ колокольчикомъ—значите въ томъ погосте именно умрете кто-нибудь. Хорошо видеть во сне, что спящаго угощаютъ. Если во сие видятъ, что въ домъ приходитъ много девутекъ и оне угощаютъ жильцовъ ч'Ьмъ-нибудь — бу­ детч, вч. этомъ доме много больныхъ, «придете болезнь». Большое стадо оленей или много кулей муки иредрекаютч, много снега. Къ смерти родственпиковъ видятъ, что ломаютъ избу или амбарч,. К ъ дождю снятся вши и рыбШ жиръ. Треска предрекаете снегъ; озерная рыба предвещаете юго-западный в'Ьтеръ. Какъ видно изъ этого перечня толковатй сновъ— они не замысловаты и иноска- затя, которыми чертъ открываетъ будущее, довольно просто разрешаются лопарями. Большинство толковатй зиждется на простой логике полудикаря. Более интереснымъ является толковаше, что видеть девутекъ, приходящихъ вч, домч., предвещаете болезнь. Считая болезни существами живыми, духами, которые вселяются въ больнаго, толковаше этого сна вч, этомъ смысле вполне естественно; но оно т'Ьмъ более естественно, что 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz