Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
208 жен!;: въ противномъ случай, если онъ пойдетъ на охоту—онъ медведя ни за что не найдетъ. Въ некоторыхъ изъ этихъ приметь и cyeB’bpift нельзя не видеть наблюдатель ности человека, жизнь котораго регулируется окруя;ающей его природой и находится вч, зависимости отъ погоды, которая наступаетъ въ то или иное время года. Вч, других^ однако, нельзя пе усмотреть и первобытной мысли некультурнаго народа: къ такимъ по- вйрьямъ относится в'Ьра лопаря, что можно перевести оленей къ себе, взявши у хозяина ихъ игну, веру, что можно подбросить болезнь другому при помощи куска одежды боль наго. Но среди перечисленных'!, прим'Ьтъ мы встр'Ьчаемъ и тагйя, которыя являются лишь остатками древняго культа лопарей. Такъ в'Ьра въ то, что если сказать своей жен’Ь обч, открытомъ следе медведя, то и при охоте на него медведя не найдешь—есть ничто иное какъ слабое воспоминание о культ-Ь медв-Ьдя, изч, котораго исключались либо всец’Ьло, либо отчасти всгЬ женщины. Въ обыча'Ь бросать кости дикаго оленя въ воду и въ связанномъ съ этимъ обычаемъ пов'ЬрыЬнельзя не усмотреть восноминашя о нрежнихъ жертвоприноше- шяхъ. Считая убитаго дикаго оленя добычей, посланной либо какимъ-нибудь духомч,, либо богомъ охоты, хотя-бы Дуотъ-хозикъ, современный пазр'Ьцгай лопарь отдаетъ кости этой добычи этому духу, подобно тому, какч, его предокъ при принесети жертвы зарывалъ кости передъ идоломъ, или оставлялъ около сейда кости добычи или голову и крылья птицы съ т'Ьмъ предположешемъ, что божество, каково-бы оно ни было, изъ этихъ остат ковъ сотворитъ новыхъ животныхъ или птицъ, которыхъ и пошлетъ навстречу почти тельному охотнику. Подобныя жертвоприношешя исчезли среди лопарей—но суеверный обрядъ сохранился еще въ полной силе. Къ пов'Ьрьямъ, имЪющимъ несомненную связь съ древними вероватями, следуетъ отнести и следующее:, пазрецмй лопарь, отправившись въ л'Ьсъ для рубки дерева, прежде ч-Ьмъ приступить къ рубке дерева, ударяетъ его одинъ разъ обухомъ: это назы вается убить дерево; если этого не сделать, т. е. если дерево не убить и просто сру бить его, то въ огне оно будетъ трещать и будетъ давать много искръ. В ъ этомъ по верье несомненно сквозитъ мысль, что въ дереве живетъ какой-то духъ, и если его не убить или пе сделать безвреднымъ, онъ при сгаранш дерева будетъ вылетать въ виде искръ и можетъ, разгневанный на разрушителя его жилища, причинить лопарю вредъ. Среди суеверй лопарей видное м'Ьсто следуетъ отвести и вЬровашямъ въ снови- д'Ьтя. Э ти веровашя, распространенный вч, значительной степени среди лопарей, стоятч, въ тесной связи съ ихъ воззретями на сонъ: во время сна душа путешествуетч, и видитъ и слышитъ, и то, что она видитъ, и есть сновид'Ьте; но изъ этого взгляда на сны не можетч, развиться представлеше о пророческомъ ихъ значеши; это последнее развилось изъ другаго представлешя— именно, что Богъ или чертч, посылаетч, человеку сны, въ которыхъ онъ и показываетъ людямъ будущее, предостерегаетъ отъ несчастш и т. п. Посылатемъ сновъ занимается, однако, больше чертъ; Вогч, ргЬдко даетъ сны людямъ (Нотозеро, Сонгелы). Это представлеше, что сны отч, черта, вполне естественно среди современныхъ русскихъ лопарей, такъ какъ т-е духи, которые посылали язычни- камъ-лопарямъ сновидешя, обратились для лопарей-христаанч, въ чертей. Можно думать, что этотъ чертъ, который даетъ лопарямъ сны и который представляется ихъ вообра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz