Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

нихъ встречаются въ настоящее время и так!я, которыя образовались гораздо позже, и въ некоторыхъ изъ нихъ безъ труда удается узнать обломки прежнихъ ихъ вЬровашй. Кроме этого источника суевер1я, есть еще другой—это заимствоваше лопарями суеверй у своихъ соседей—русскихъ. Въ данномъ случае, однако, надо признать, что если рус- сие и имели в.™те на развитее суеверй среди лопарей, то съ другой стороны и ло­ пари не остались въ этомъ отношенш безъ в.щятя на русскихъ: среди колянъ встре­ чаются cyeeepitf, которыя, безъ сомнетя, заимствованы у лопарей. Если древнимъ верова- тямъ лопарей предстоитъ несомненная гибель подъ в.-пяшемъ проповеди ипросвещетя, то по мере уничтоя£етя древнихъ вероватй — опи вероятно будутъ переходить въ суевер 1 я. Изложу сначала некоторыя приметы, веру въ сновидЬтя среди лопарей, затемъ веру въ некоторыхъ святыхъ, заменившихъ собой древпихъ боговъ, наконецъ и гада- шя, которыя также распространены среди лонарей, чтобы затемъ перейти къ нойдамъ, которымъ въ сущности и въ древнее время и въ настоящее приписывается особенная сила и способность прозревать будущее. Кроме приметь, связанныхъ съ обрядами при свадьбе и при крещети ребенка, о чемъ я скажу ниже, у .лопарей существуете еще целый рядъ примете: такъ напримеръ пазрецйе лопари верятъ, что если 1 -го января много звездъ на небе, то будетъ много морошки, если много звездъ на 2 -е января— будетъ много вороницы. Когда во время норвежскихъ и русскихъ святокъ дуетъ морской ветеръ и идетъ снегъ—промыселъ трески будетъ хороппй; если снегъ идетъ после Рождества до Новаго года— будетъ много мойвы (маленькая рыбка, которую употребляютъ какъ наживку при ловле трески). Если идетъ снегъ съ новаго года до крещешя— 63 'дете много сельдей. Если лопарь переходите жить въ новый домъ, онъ въ пазл, полагаете иголку, чтобы все его домагпше и онъ самъ были здоровы и чтобы къ нимъ не прильнула порча. Лопари иазрецгае верятъ, что можно передать болезнь въ другую тупу, если бросить въ нее кусокъ старыхъ брюкъ больнаго или старую его руковицу. Чтобы предохранить себя отъ болезней, зашпваютъ въ лоясъ небольшой кусокъ железа, который и спасаете носящаго отъ всякихъ болезней. Васки отъ оленьихъ ногъ никогда не жгутъ, такъ какъ верятъ, что после этого будетъ мало оленей. Лопарь, имеюпцй мало оленей, верите, что, если теленокъ-самка, черезъ годъ после своего, рождешя принесетъ теленка, что это хорошее предзнаменоваше и что после этого его стадо будетъ увеличиваться. Когда у лопаря возьмутъ безъ спроса игну (оленыо возжу), онъ безпокоится, такъ какъ обладатель игны можетъ перевести всехъ оленей у него, унести счастье. Лопарка, держащая овецъ, старается, чтобы изъ комелька искры не летели на полъ и не жгли шерсть— после этого овцы не будутъ плодиться. Лонаркамъ разрешается есть мясо дикихъ оленей, но мыть его оне не должны, такъ какъ оне нечисты; эта обязанность лежите на мужчинахъ; кости оленя никогда не бросаютъ на улицу; ихъ опускаютъ въ реку; если не исполнять этого лопарю никогда больше не будетъ удаваться поймать дикаго оленя. Если лопарь увидитъ медвежьи следы, онъ никогда объ этомъ не скажете своей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz