Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
206 Что касается современныхъ русскихъ лопарей, то, насколько я могъ заметить, обращеше ихъ съ собаками очень хорошее; они ихъ любятъ и даютъ имъ постоянно ласковыя клички. Это, впрочемъ, можетъ относиться лишь къ лопарямъ Массельскаго и Экостровскаго погостовъ. Кроме того среди Нотозерскихъ лопарей ходитъ разсказъ-быль, въ оторомъ собаке приписывается даръ предв'Ьд'Ьтя; если основываться на этомъ разсказЬ, toj въ немъ мы заметимъ среди потозерскихъ лопарей суеверное отношен 1 е къ собаке, однако о томъ, что ее считаютъ творетемъ черта, повидимому, не можетъ быть и рЬчи, Кроме медведя, волка и собаки, лоиари соединяли суеверныя представлешя еще и о вмеяхъ. Кастренъ сообщаетъ '), что, по веровашямъ лопарей, змеи живутъ въ об щпне, управляются своими законами и обычаями. Разъ въ годъ змеи каждой общины собираются на общее собрате въ определенное для того место; всякая змея имеетъ право жаловаться начальнику на несправедливости. Нальиикъ змей чииитъ судъ и рас праву, но пе только по отношение къ змеямъ: если люди или друпя твари причинили вредъ змее или убили ее, онъ и иа нихъ налагаетъ наказашя.Въ связи съ веровашемъ къ змей стоятъ следукнщя суевер 1 я: змеиную кишку даютъ лошадямъ, чтобы они были въ теле; черезъ змеиное горло больному вливали въ горло воду. Змеиный зубъ приклады вается къ больнымъ местамъ съ наговорами. Змеиная трава (та, которую змЬя дер- житъ во рту, когда нлыветъ, чтобы не утонуть), имеетъ свойство, что обладатель этой травы можетъ кусать самое твердое железо. Судный камень змей, который находятъ на скалахъ, когда змеи возвращаются изъ собрашя, помогаете при судебныхъ делахъ. Э то представлеше о змеяхъ, если и существовало, быть можетъ, некогда среди русскихъ лопарей—въ настоящее время, повидимому, утратилось. Въ Массельгскомъ по госте, по крайней мере, нисколько не боятся убивать змей; убивпий змею обыкновенно защемляетъ ее въ сучке, вешаете па дерево и оставляете ее. Почему именно этотъ способъ употребляется лопарями—мне неизвестно, но, если этотъ обычай веташя уби- ыхъ змей на дерево и стоялъ въ какой-нибудь связи съ темъ или инымъ представле- шемъ лопарей о змеяхъ, то, повидимому, въ настоящее время эта связь, какъ и само вероваше уже утратились: по крайней мере, передававппе мне объ этомъ лопари объ яснить этого обычая не могли. В ъ Нотозерскомъ и Сонгельскомъ погостахъ змей убиваютъ также, но на месте, где змея была убита, разводятъ огонь и сжигаютъ змею; особенно лопари боятся ка- кихъ-то „пестрыхъ“ змеекъ, живующихъ въ иазванныхъ местностяхъ около домовъ противъ нихъ, между прочимъ, держатъ кошекъ, которыя и давятъ этихъ змеекъ. За давленную змею бросаютъ въ комелекъ. Объяснить, почему змей сжигаютъ, лопари мне также не могли. Если, какъ мы видели изъ предшествующаго изложешя, древшя веровашя лопа рей уступили после более или менее продолжительной борьбы, напору хриспанства, оста- вивъ но себе следъ лишь въ некоторыхъ поверьяхъ, предашяхъ и необъяснимыхъ под часъ для самого лопаря обычаяхъ, то cyeeepifl, которыми лопари славились издавна, не только не ослабели, но даже развились: кроме суеверШ, издавна бывшихъ у лопарей, у Этногр. Сб. Имп. Р. Г. 0. 1858, отд. IV, стр. 236, 237.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz