Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

205 скижъ крестьянамъ, которые, не имея такого предразсудка къ волку, продавали волчью шкуру за хорошую цену ’). И въ настоящее время pyccuie лопари считаютъ волкане- чистымъ и проклятымъ Богомъ, хотя преданй, за что онъ былъ проклятъ, мне не уда­ лось найти. Что же касается снособовъ охоты на него, то хотя мне и довелось слы­ шать, что лопари иногда и заколачиваютъ волка палками на смерть, однако вто про­ исходить лишь для того, чтобы не тратить ружейныхъ зарядовъ, въ которыхъ лопари чувствуютъ всегда большой недостатокъ; при случа^-же лопарь некоторыхъ местностей кольской Лапландш, въ которыхъ мне пришлось собрать эти сведетя, нисколько не счи­ таетъ опаснымъ стрелять въ волка и изгь ружья, не опасаясь, что ружье после этого не- рестанетъ метко стрелять. Изъ домашнихъ животныхъ лопаря после оленя по значительности пользы, ко­ торая приносится лопарю, стоить на первомъ месте собака: кроме обыкновенной обя­ занности сторожить домъ, собака приносить следующую огромную услугу лопарю: осенью, когда онъ собираетъ своихъ оленей, собака его загоняетъ разбредшихся за лето по ке- горамъ животныхъ, и делаютъ это собаки съ поразительнымъ искусствомъ и быстротой. Разсказы, будто лопарь собираетъ оленей при помощи свиста, встречаемые у некоторыхъ авторовъ для русскихъ лопарей, должны быть объявлены заблуждешями. Въ виду пользы, которую приносятъ собаки, въ виду просто необходимости иметь ее каждому лопарю, имеющему оленей, собаку можно встретить почти около каждой тупы, каждой вежи. Распространенность собаки въ Лапландш и польза которую отъ нея ждутъ, наконецъ ея понятливость—все это должно было привести лопаря къ тому или иному воззрение на собаку. Но въ этомъ отношенш, какъ въ отношенш обращетя съ ней, мы встре­ чаемъ разнореч 1 я. Такъ Гогиоеръ сообщаетъ, что лопари-оленеводы очень дурно обращаются съ своими собаками, что объясняется темъ, что лопари, благодаря сходству собакъ съ вол- комъ, считаютъ, что волкъ изменилъ несколько свой внешнгй видъ, чтобы, подъ иред- логомъ приносить пользу, вкрасться въ AOBepie людей и потомъ приносить имъ вредъ; считая собаку лишь несколько измененнымъ волкомъ, они полагаютъ, что и она создана чертомъ, почему никогда не убиваютъ ее огнестрельнымъ оруааемъ; но собаку они во­ обще избегаютъ убивать и другимъ способомъ, полагая, что въ случае убшства ея съ ними случится несчастае 2). Что собака считалась лопарями некоторыхъ местностей нечистой, доказывается еще и темъ, что во время жертвоприношенш ихъ привязывали, либо старались отогнать отъ места жертвоприношенш. Гогиоеръ сообщаетъ еще, что лопарями считается дурныыъ предзналеновашемъ, если при крещенш ребенка или при свадьбе находится на лицо и собака. Если у лопарей однехъ местностей съ собаками обращались очень дурно, считая ихъ нечистыми, то въ другихъ местностяхъ, наоборотъ, съ ними обходились очень хо­ рошо, и лопари ихъ очень любили и ценили 3). V) Hog-guer. Reise., p. 80, 81. 2) Ibid. p. 94. 3) L. v. Buch. Reise.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz