Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

204 Что медведь и въ представлетяхъ русскихъ лопарей считается зв'Ьремъ сверхъ- естественнымъ—доказывается достаточно и представлетемъ о немъ, какъ звере, который возитъ солнце, такъ и т'Ьмъ, что въ н’Ькоторыхъ местностяхъ его опасаются называть но имени. Кром'Ь того подмЬченный въ н’Ькоторыхъ м’Ьстностяхъ Лапландш обычай, прежде ч’Ьмъ. стрелять въ медведя, увещевать его, чтобы онъ не нападалъ пер­ вый, такъ какъ ружье можетъ дать осЬчку, рука можетъ дрогнуть и т. д. — встречается и до сихъ поръ среди русскихъ лонарей въ техъ М’Ьстахъ, гд’Ь мед­ ведь есть; въ техъ же местахъ, где медведя нетъ, — тамъ, конечно, о восноми- нанш о культе его не можетъ быть речи: дело въ томъ, что въ н’Ькоторыхъ частяхъ русской Лапландш медведи церевелись, по местному взгляду вытеснены волками. Изъ того, что обычай увещевашя медведя сохраняется до настоящаго времени, ясно, что некогда среди русскихъ лопарей, подобно тому, какъ и среди скандинавскихъ и фии- ляндскихъ, культъ медведя былъ развитъ. Такое-же суеверное отношеше мы видимъ среди современныхъ русскихъ лопарей и къ белому медв-Ьдю. Если льдиной прибьетъ бе.чаго медведя къ берегу Лапландш, лопари устраиваютъ на него охоту. Убивъ его, они произносятъ надъ трупомъ зв’Ьря речь, въ которой прославляютъ свой подвигъ. Иногда по атому поводу складываютъ песню. Зат’Ьмъ раскладываютъ косгеръ и охот­ ники долго сидятъ вокругъ него, всноминая свою победу. По окончанш каждаго раз- сказа или песни они встаютъ и кланяются медведю; наконецъ они кладутъ ему въ ротъ кусокъ соленой рыбы, говоря при этомъ: „на, не говори дома, что ты былъ въ гостяхъ и тебя не накормили. Пусть придутъ и друпе, мы и ихъ также накормимъ“ . Вероваше, что медведь, уже убитый, иродолжаетъ жить, ясно сказывается въ этихъ словахъ. Еще ясн-Ье это сказывается въ н’Ькоторыхъ выражешяхъ, съ которыми лопари обращаются во время своей ргЬчи къ медв’Ьдю, напр.: „пусть душа твоя, странствуя съ ангеломъ въ кереже, разскажетъ всемъ твоимъ роднымъ, кате мы храбрые люди. ]) К ъ числу животныхъ, съ которыми лопари связывали и до известной степени связываютъ суев’Ьрныя нредставлешя, следуетъ отнести и волка. Этотъ опасный врагъ лопарскихъ стадъ считался ими проклятымъ; мы уже видели въ вышеприведенномъ нре- данш о медв’Ьде, что Богъ проклинаетъ волка за то, что онъ объявляетъ себя не обя- заннымъ служить Богу; волкъ созданъ чертомъ, онъ свободенъ вполне и никто ему не можетъ помешать уничтожать оленьи стада. Таковы были преставлешя лопарей о волк'Ь, котораго и руссгае крестьяне, некоторыхъ местностей, считаютъ „витряиьшъ", т. е. сво­ бодным^ не сирашивающимъ позволены у Бога на уничтожете стадъ. Такъ какъ волкъ созданъ чертомъ, то все, что его, пока онъ жииъ, трогаетъ, все является проклятымъ или испорченнымъ. Вследмтие этого лопари никогда не уби­ вали волка изъ ружья, такъ какъ такое ружье сд’Ьлалось-бы 8 аколдованнымъ, и охотнику имъ не удалось-бы ничего убить после этого. Всл’Ьдств1е такого воз_зрЬтя на волка ло­ пари преследовали его на лыжахъ и, когда настигали его, забивали его палками и сжи­ гали; лопари не снимали также и шкуры съ волка, а предоставляли д’Ьлать это швед- ') Др. и Нов. Россш; 1875. .№ 8, стр. 369, 370.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz