Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
203 ихъ собираются въ жилище одного изъ нихъ и когда оне заслышатъ возврагцеше охот- никовъ, то начинаютъ такъ называемую медвежью песнь (Barengesang), въ которой со держится большая похвала медведю. По окончанм песни, мужья приближаются съ до бычей къ дверямъ, но жены встргЬчаютъ ихъ брапыо и выговоромъ и не нускаютъ ихъ въ домъ; мужья прод'Ьлываютъ другую дверь съ противоположной стороны вежи, черезъ которую они входятъ и вносятъ медведя. Съ некоторыхъ поръ, замечаетъ Гоггюеръ, этотъ обрядъ сильно падаетъ, также какъ и употребительные прежде при встрече мед ведя стоны и выражешя горя по поводу его смерти, соединенные съ просьбой простить имъ это нреступлеше. Однако, если и обряды, соблюдавнпеся при встрече медведя, падали уже, то обы чай погребешя медведя Гоггюеръ встретилъ почти неизм'Ьненнымъ; ему удалось при сутствовать лично при этомъ, и вотъ какъ онъ описываетъ это погребете: было убито въ одной берлоге два медведя; съ невероятной быстротой лопарисняли съ нихъ шкуры и от резали лучине куски мяса, затемъ вырыли две болышя ямы, въ которыя и были погру жены останки обоихъ медведей; клали куски въ порядке: сначала голову, затемъ шею, передтя лапы и т. д., затемъ тотчасъ же ихъ закопали. Если при этомъ собака ута- щитъ кость, замечаетъ авторъ, то ее сейчасъ же убиваютъ и вместо утраченной кости, вынимаютъ соответствующую у собаки и зарываютъ ее вместе съ костями медведя; следовательно, тотъ-же обычай, что и при жертвоприношегаяхъ. Считая медведя живот- нымъ сверхъестественнымъ, говоритъ Гоггюеръ, лоиари верятъ, что онъ воскреснетъ. Если онъ увидитъ, что онъ погребенъ какъ следуетъ, то онъ, довольный выраженнымъ ему иочтетемъ, позволитъ себя убить еще разъ темъ-же лопарямъ безъ всякой опасности для последняго; въ противномъ же случае все медведи сочтутъ своей обязанностью ото мстить непочтительному лопарю за его неуважительное отноншше къ телу одного изъ медведей, и рано или поздно месть эта ностигнетъ такого лопаря х). Если въ однехъ местностяхъ Лапландш считали обмазываше обуви медвежьимъ жиромъ— гибельнымъ, то въ другихъ, наоборотъ, медвежй жиръ считали средствомъ це- лебнымъ. Такъ въ Финыархш лопари собирали медвежй жиръ и въ случаяхъ болезни имъ обмазывались, причемъ муягчины мазали себя жиромъ медведя, а л;енщины жиромъ медведицы 2). Насколько этотъ обычай былъ распространенъ— неизвестно. Что касается собственно русскихъ лопарей, то мы имеемъ свидетельство отъ X V III века, что руссгае лоиари никогда мевежьяго жира не употребляютъ, если не счи тать случаевъ крайней нуя;ды, когда и руссгае къ нему нрибегаютъ 3). Но если это свидетельство также достоверно, какъ и помещаемое несколько ниже (стр. 21 ), что авторъ считаетъ лишнимъ останавливаться на колдовстве у лопарей, такъ какъ съ техъ поръ, какъ они приняли христаанство, колдовство почти что исчезло—то и свидетель ству о неупотребленш медвежьяго мяса русскими лопарями верить нельзя, такъ какъ не только въ X V III веке, но и въ настоящее время колдовство и вера въ колдуновъ еще въ большой силе у лоиарей. х) Hogguer. Reise, pp. 77, 78. 2)Новыя и достоверный св'Ьд’Ьшя о Лапландцахъ въ Финмархш. М. 1792 г., стР* 70. 3) Memoire sur les Samojedes et les Lapous, 1766 г., p. 19.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz