Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

202 черезъ разныя двери изъ шалаша. Женщины поютъ песнь, въ потовой out, обещаются бросать золу; и одна изъ нихъ беретъ золы и бросаетъ въ кого-нибудь. Этими обрядами производится очищен 1 е мужчинъ и вс'Ь возвращаются домой. Таковы были обряды, сопряженные съ охотой на медведя, въ X Y II веке. Какъ ни подробно это описаше Шеффера, оно все-таки не даетъ намъ полной картины: такъ текстъ п'Ьсенъ переданъ слшпкомъ сжато; игры, устраиваемыя после пира, сообщены не съ достаточной полнотой; но каковы-бы ни были недостатки этого описашя, оно все-таки даетъ намъ ясное представлеше о веровашяхъ лопарей вч, медведя, какъ зверя вещаго, котораго даже после смерти следуетъ ублажать. Обычай-же закапывать кости медведя, не разламывая ихъ, наглядно доказываете, что по представлешямъ лопарей медведь, ими убитый и съеденный, облекается въ земле новымъ теломъ. Изъ описашя Шеффера видно также, что въ X V II веке культъ медведя крепко держался еще среди лопарей, но и въ X V III веке, въ половине его, по крайней мере, мы застаемъ этотъ культъ почти неизмененнымъ. Гегстремъ, даюпцй намъ описаше охоты на медведя, сообщаетъ (хотя более кратмя) сведешя, вч, существенномч, ничемъ не отличаюпцяся отъ сведешй, даваемыхъ Шефферомъ. Различ1я существуют!, лишь въ частностяхъ '). Такъ охота на медведя производится, ружьемъ; застреливппй медведя забиваете обыкновенно медный гвоздь въ ружье, причемъ этотъ гвоздь онч, вешаете нотою, себе на шею либо какъ знакъ отличм, либо какъ амулетъ. Въ песняхъ, съ которыми лопари обращаются къ медведю, они, между прочимъ, благодарятъ его, что онъ позволилъ себя убить и не причинилъ имъ вреда. В ъ некоторыхъ местностяхъ лопаркамъ совершенно запрещено вкушать медвежье мясо; въ другихъ это позволяется: имъ даютъ известные куски мяса, но есть его женщины могуть лить черезъ медное кольцо, которое они и дер- жатъ передч, ртомъ. Закапываютъ въ землю иногда не только кости гг голову медведя, но прилагаютъ при этомъ еще несколько ложекъ, ножикъ, кусокъ меди и скобель. Въ этомъ последнемъ обряде нельзя не усмотреть остатковъ жертвопринотпешя медведю, чтобы онъ по воскресенш своемъ не вредилъ людямъ, его убившимъ, но искупивтимъ свою вину передъ нимъ жертвоприношешемъ. Среди суеверныхъ обрядовъ, сопряженпыхъ съ медвежьей охотой, мы встречаенъ и следуютщй. Гегстремъ передаете, что ему разсказывалч, одинъ крестьянинъ, что когда онъ убилъ медведя, лопарь, присутствовавши при охоте предупредилъ и охотника и всехъ присутствовавшихъ, чтобы они не намазывали медвежьимъ жиромъ свою обувь, такъ какъ кто это сделаете, тому будетъ суждено погибнуть рано или поздно отъ медведя. Если въ X V III веке культъ медведя является еще вполне сильпымъ, то въ на­ чале X IX века мы замечаемъ уя;е сильный упадокъ его. Гоггюеръ, присутствовавши лично на медвежьей охоте, сообщаетъ, что лопари не применяли никакихъ обрядовъ при учйенш его; охота совершалась безъ формальностей; но и въ то время MHorie друпе обряды были еще въ известной силе: когда два-три лопаря отправляются на охоту, то жены 1) Hogstrom. Beschreibung, pp. 231, 232.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz