Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

201 участвуютъ и женщины. После втого пиршества мужчины идутт. въ другую палатку, гд'Ь лежитъ медв'Ьдь, снимаютъ съ него шкуру, р'Ьжутъ мясо и устраиваютъ новое пир­ шество, однако, безъ участи женщинъ. Участники охоты не должны спать съ своими женами до истечетя трехдневнаго срока; лицо, открывшее берлогу не должно сходиться съ женой въ продолжен»! пяти дней. Шкура медведя ностуиаетъ въ собственность того, кто открылъ берлогу. Изъ медв’Ьдя добываются три варева: изъ мяса, жира и крови. Варятся куски мяса вч, котлахъ и весь выплываюпцй на поверхность жиръ собираютъ въ деревянный сосудъ, кт. которому прикр'Ьплено столько м’Ьдныхъ колецъ, сколько убитыхъ медведей. Во время варки участники охоты сидятъ, какъ обыкновенно, вокругъ очага, причемъ въ оире- д’Ьлепномъ порядк'Ь; на главномъ м'Ьст'Ь сидитъ лицо, открывшее берлогу и бывшш во- жакомъ при охот’Ь, непосредственно около него лицо, гадавшее на бубн'Ь, третьимт. — нанеспнй первый ударъ медв'Ьдю; съ другой стороны—тотъ, кто доставалъ дрова, дал'Ье — тотъ, кто несъ воду и т. д. Когда мясо сварилось, его д’Ьлятъ между мущинами и женщинами, причемъ обращаютъ внимате на то, чтобы я£енщинамъ не досталась бедро- вая кость и задъ (de ursi clunibus sen femoribus posterioribus), такъ какъ эти кости при­ надлежать исключительно муясчинамъ. По совершенш раздала избираются два лопаря, ко­ торымъ и поручается отнести въ женсюй шалашъ выделенную для лопарокъ часть мяса, такъ какъ сами женщины, пока приготовляется мясо, не им'Ьготъ права входить въ ша­ лашъ мужчинъ. Относяице женщинамъ медвежье мясо лопари поютъ п-Ьснь, въ которой излагаютъ, что вотъ идутъ изъ чужихъ краевъ люди, которые несутъ подарки я{енщи- намъ. Лопарки выходятъ имъ навстречу и песнью отв'Ьчаютъ посланнымъ, что они же­ ланные гости и об'Ьщаютъ обвязать имъ кол'Ьна красными нитками, что после и д'Ьла- ютъ. Ме;кду мужчинами мясо д'Ьлитъ обыкновенно тотъ, кто гадалъ на бубн'Ь. Когда все мясо оказывается съ'Ьденнымъ, какъ мужчинами, такъ и л;енщинами, собираютъ всЬ кости, которыхъ, однако, не переланываютъ, чтобы высосать мозгь, что лопари д'Ьлаютъ обыкновенно съ костями прочихъ животныхъ, но оставляютъ ихъ целыми и тщательно закапываютъ. Посл'Ь этого получивппй шкуру медв-Ьдя в'Ьшаетъ ее на шест!;, „чтобы въ нее словно въ ц'Ьль“— женщины съ завязанными глазами бросали стрелы, причемъ женщины поютъ следующую ггЬснь: мы бросаемъ стрелами въ того, который идетъ изъ Швещи, Польши, Аиглш, Францш. Женщина, первая попавшая въ шкуру медв-Ьдя, получаетъ пох­ валы и по в'Ьровашямъ лопарей подаетъ ему хорошее предзнаменовате. Этой же женщин !; дается поручете, чтобы она на тряпке нашила столько крестовъ проволокой, сколько было убито медв'Ьдей, одинъ или нисколько, и эти тряпки прив’Ьшиваются на шею къ т'Ьмъ, ко­ торые принимали учаспе въ охоте, причемъ они должны носить ихъ въ продолженш трехъ дней. В ъ другихъ местностяхъ обязанность приготовить тряпки лежала на всехъ при- сутствующихъ ясенщинахъ и носить ихъ следовало не три, а четыре дня. Такой крестъ привешивался и на шею оленя, на которомъ привезли медведя изъ леса въ шалашъ. По прошествш трехъ дней воздеря!атя, мужчины возвращаются къ своимъ же- намъ въ шалашъ, причемъ каждый по очереди схватываетъ цепь, на которой виситъ котелъ надъ очагомъ; затемъ три раза прыгаютъ вокругъ очага, и наконецъ выбегаютъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz