Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
200 ведя. Затемъ вс'Ь отправляются въ лесъ, гд'Ь открыта берлога, въ строго определен ном!, порядк^: впереди идетъ тотъ, кто открылъ берлогу; онъ вооруженъ, по однимъ, пал кой, по другимъ— просто прутомъ, на конце которыхъ прикреплено медное кольцо; за вожакомъ следуетъ тотъ, котораго избрали для гадатя на бубне; за нимъ тотъ, кто долженъ первый нанести ударъ медведю, затемъ другъ за другомъ, тотъ, кто по y 6 ie- ши медведя долженъ варить его мясо; тотъ, кто долженъ ото мясо резать на куски, кому назначено принести дровъ, достать воду и т. д. Когда они приблизились въ такомъ по рядке къ берлоге, они наиадаютъ па медведя безъ всякаго страха, причемъ оруж 1 емъ имъ служатъ копья и пищали. Убивъ медведя, они начинаютъ ггЬть песнь, въ которой они благодарятъ медведя, говоря, что приходъ медведя имъ очень прштеиъ, благодарятъ и за то, что опъ имъ не сдЬлалъ никакого вреда, не сломалъ имъ копья и палки, ко торыми они его убили. Руководит!, какъ этой песныо, такъ и всеми, которыя ло пари поютъ при этомъ случае, тотъ, кто открылъ берлогу. Про 1 гЬвъ эту песнь, они вы- талкиваютъ медведя изъ берлоги и въ это время быотъ его прутьями; затемъ кладутъ его въ сани, запряженныя оленями, и везутъ къ шалашу, въ которомъ должна про изводиться варка мяса; лопари ыгЬдуютъ за медведемъ, прыгая и паггЬвая песнь, въ ко торой просятъ медведя, чтобы опъ не посылалъ на нихъ бурь и пепогоды, не причи- пялъ бы имъ никакого зла, въ особенности участникам!, въ его умерщвленш. Оленя, при помощи котораго медведя привозятъ, женщины не могутъ употреблять для запряжки въ течеши целаго года; въ некоторыхъ местностях!, не только женщипамъ, но всемъ вообще запрещается ездить па этомъ олене. Мясо медведя варится либо на месте его умерщвлетя, где для этого и воздвигаютъ палатку; если-же нетъ пеобходимыхъ вещей для приготовлешя мяса, то палатку воздвигаютъ въ более удобномъ месте, где въ до- статочномъ количестве можно найтн необходимы! деревья и ветви. Къ этому-же мЬсту сходятся и лопарки, ожидаюшдя съ болышшъ нетеругЬтемъ прихода мужей. Подходя къ месту встречи, лопари начинаютъ пЬть песнь, въ которой просятъ своихъ женъ, что бы оне нажевали ольховой коры и плевали имъ въ лицо. Просьба эта объясняется темъ, что прежде чемъ войти въ хпалатъ, въ которомъ должно происходить ириготов- лете мяса, они все подходятъ къ другому шалашу, устроенному для женщинъ, где жен щины и должны плевать въ лицо своимъ мужьямъ. Ольховая кора употребляется оттого, что после жевашя она даетъ красную краску и, выплеванная въ лицо мужчинамъ, она должна показывать, что будто мужчины вернулись съ охоты забрызганными кровыо, сле довательно, вели дело храбро и не безъ опасности и труда. В ъ шалашъ пходятъ ие че резъ передняя двери, а черезъ противоположныя; если кто выглядываетъ изъ -за двери, лопарка ему тотчасъ-же плюетъ въ лицо. В ъ некоторых!, местностях!, женщины, за- крывъ одинъ глазъ, смотрели черезъ медное кольцо и плевали черезъ него; въ другихъ местностяхъ плевали не все женщины, а лишь одна. Въ одну палатку складывают!, мед ведя, а въ другую—женскую, после этого сходятся все участники охоты и устраивают!, торжественный пиръ. Когда все сойдутся въ шалаше, женщины первыя начинаютъ петь песнь, въ которой благодарятъ мужей за принесенную добычу: „благодаримъ васъ, до- porie мужья, за веселую игру, которую вы имели, убивъ медведя“ . Затемъ начинается обильное пиршество, при которомъ, однако, не подается медвежье мясо; въ пиршестве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz