Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

199 культе почти за весь X V II в'Ькъ. Прежде, однако, ч'Ьмъ излагать культъ медведя, счи­ таю долгомъ оговориться, что медведь, вообще, считался и до известной степени счи­ тается и теперь лопарями звЪремъ священнымъ. Такъ въ финляндской Лапландш лопари считали медведя за „Божью собаку“ ; онъ обладалъ большимъ умомъ, а силы у него столько, сколько у двенадцати мужчинъ J). По словамъ Гогпоера, лопари считали медведя за самое умное и понятливое изъ всЬхъ животныхъ и приписывали ему даже сверхъестественныя способности; такъ они полагали, что медведь можетъ все слышать, что про него говорится, вслгЬдств 1 е чего ло­ пари и избегали говорить про него что-нибудь дурное или могущее быть медведю Henpi- ятнымъ. Если они устраивали охоту на медведя, то они никогда не называли его по имени, чтобы медв'Ьдь не узналъ, что ргЬчь идетъ о немъ. Также и въ обыденной жизни опи называли его либо ласкательными, либо почтительными именами; обыкновенно, впрочемъ, употребительное назвате, которое лопари давали медведю, было—дедушка, имя, которымъ лопари называютъ всякаго, къ кому нитаютъ уважеше (пастора, судыо и т. д.). По по­ воду медведя ходило въ устахъ лопарей следующее предате: вскоре по сотворерпи Mipa Богъ совершилъ путетееттае по земле лопарей, чтобы посмотреть, обстоитъ-ли тамъ все въ порядка. Во время этого путешеств1я прителъ онъ къ болоту столь широкому и глу­ бокому, что Богъ пройти его пе былъ въ состоянш. Богъ позвалъ волка и приказалъ ему перенести его черезъ болото, но волкъ ответилъ, что онъ созданъ не Богомъ и поэтому ему служить не обязанъ. После этого пршпелъ олень, Богъ обратился къ нему съ той-же просьбой; олень ответилъ, что онъ сейчасъ голоденъ и поэтому ему некогда перевозить Бога. Медведь все это вид-Ьлъ и, зам-Ьтивъ затруднительное положете Вога, предложилъ ему самъ свои услуги и перенесъ Бога черезъ болото. За это Богъ и награ- дилъ его, давъ ему нозволете во время самыхъ холодныхъ месяцевъ зимы наслаждаться снокойнымъ сномъ; оленя Богъ осудилъ на вечную, трудную работу и отдалъ его на произволъ человека; волка онъ проклялъ и объявилъ его свободнымъ а). Обычай не называть медведя по имени, а стараться либо давать ему какое-нибудь прозвище, либо даже просто избегать разговоровъ про него, сохранился и до сихъ поръ среди н'Ькоторыхъ кольскихъ лопарей. Что касается до представлетя о медведе, какъ о зв'Ьр'Ь священномъ, то оно, повидимому, сохранилось также среди н'Ькоторыхъ русскихъ лопарей, такъ какъ лишь этимъ взглядомъ на медведя можно объяснить указанное выше вероваше, что солнце о.бъ -Ьзжаетъ часть своего пути на медв’Ьд'Ь. Перехожу теперь къ огшсанио самой охоты на медв'Ьдя и связанному съ этой охо­ той культу его въ томъ виде, какимъ его застали писатели X V II века 3). Когда лопарь открывалъ медв'Ьжыо берлогу, онъ сообщалъ объ этой радости род- нымъ и злакоиымъ и приглашалъ ихъ принять учаспе въ охот'Ь. Изъ числа лицъ при- глашенныхъ избирается тотъ, кто лучше всгЬхъ ум1;етъ гадать на волгаебномъ бубн'Ь. его заставляютъ гадать, будетъ-ли охота счастливой или н’Ьтъ и удастся-ли убить мед­ J) Erman: Archiv, p. 356 a) Kogguer. Reise, p. 74. 3J Scheiferus: Lapponia, pp. 231—242.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz