Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
198 тыхъ. Они жйвутъ въ избе, куда время отъ времени приходятъ и начинаютъ взаимную резню, всл'Ьдмтае чего полъ ихъ избъ иокрытъ кровыо. Одинъ изъ этихъ сполоховъ, Найнасъ, беретъ себе въ жены, пришедшую случайно въ эту избу, девушку. Оно" лохи боятся солнца и скрываются отъ него. На небе они появляются, когда души убитыхъ начинаютъ резню; во время с'Ьвернаго аяшя лопари боятся ехать съ колокольчиками, нотому что тогда сполохи могутъ поднять такого лопаря на небо, такъ какъ во время бряцашя колокольчиковъ они имеютъ способность опускаться на землю. Женщины, пока продолжается северное мяте, не выходятъ на улицу съ непо крытой головой, такъ какъ сполохи, заметивъ ее, могутъ взять ее къ себе, Въ н'Ькоторыхъ местностяхъ русской Лапландш ато представлеше исчезло уже среди лопарей: оно заменилось взглядомъ, что скверное мяте, какъ и затм'Ьте, суть лишь знамешя, предрекаются несчаспе либо для всей страны, либо для отд'Ьльныхъ лицъ; въ такомъ смысла мне объясняли сполохи некоторые лопари Нотозерскаго погоста, но это веровате не является еще раснространеннымъ среди лопарей, и древтя нредставлешя о сполохахъ продолжаютъ еще крепко держаться. Къ числу веровашй лопарей, крепко державшихся долгое время, не смотря на стремлеше проиоведниковъ подавить ихъ— это вероватя, сопряженныя съ змеями, волкомъ, но главнымъ образомъ съ медв-Ьдемъ, по отношенш къ которому существовалъ целый, сильно развитой, культъ. Культъ медведя вообще, какъ известно, не представляетъ редкости: въ разныхъ формахъ и разныхъ степеняхъ развитая онъ встречался почти у всехъ народовъ, въ стране которыхъ встречаются медведи. Съ постепениымъ развипемъ парода этотъ культъ падаетъ и подъ конецъ исчезаетъ, оставляя свои следы лишь въ какомъ-нибудь суеверш либо въ народныхъ сказкахъ. To-же случилось и въ Лапладнш: если познакомиться съ представлешями о медведе современныхъ лонарей некоторыхъ погостовъ русской Лап- ландш, трудно себе даже представить, что когда-пибудь этотъ культъ существовалъ. Вотъ почему и являются особенно ценными данныя, которыя сообщаютъ намъ о почи- танш медведя. Сведешя эти записаны въ разныхъ местностяхъ Лапландш и въ разное время (X V II—X V III и X IX вв.), что служить доказательствомъ распространенности этого культа среди скандинавскихъ лопарей, по крайней мере, и даетъ возможность проследить постепенный упадокъ этого культа. Что касается русскихъ лопарей, то хотя мы и не имеемъ сведенш о почитанш среди нихъ медведя и культе его,—мы все-таки можемъ съ уверенностью сказать, что таковой культъ былъ, хотя, быть можетъ, съ некоторыми изменетями сравнительно съ культомъ среди лопарей скандинавскихъ: въ этомъ, кроме соображетя о сходстве верованй среди лопарей, въ чемъ мы имели случай неоднократно убедиться въ этой главе, убеждаютъ насъ и те нереживашя, действительно очень не- болышя и очень бледныя, которыя и до сихъ поръ доживаютъ свой векъ среди лопарей русскихъ. Авторы, которые даютъ более подробный сведетя о культе медведя—это Шеф феръ, Гестремъ и Гоггюеръ. Изъ нихъ наиболее подробныя сведетя сообщаетъ Шеф феръ; они-же и наиболее древн 1 я; въ своемъ изложеши Шефферъ ссылается и на авто- ровъ, писавшихъ раньше его, такъ что благодаря этому мы имеемъ сведетя объ этомъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz