Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
197 nie къ жешцинамъ, быть можетъ, божество, имевшее т'Ьсную связь съ Саракка или Ма деракка. Божеству атому была посвящена суббота, которая считалась у древнихъ лона рей самымъ священнымъ днемъ; это почиташе субботы, какъ известно, заставило н’Ько- торыхъ писателей считать лопарей происходящими отъ евреевъ. Еще въ иоловин'Ь X V III в. ото почиташе субботы было въ полной силе. По словамъ Гегстрема, лоиари празднуютъ этотъ день и не предпринимаютъ въ субботу никакой работы; воскресенье -же они не чтутъ и пе считаютъ грЬхомъ перекочевывать въ этотъ день съ м'Ьста иа м'Ьсто, чего никогда не бываетъ въ субботу; также въ субботу лоиари не производите рыбной ловли, не ходятъ иа охоту и т. п., такъ какъ они в'Ьруютъ, что ихъ ностигнетъ въ нротив- помъ случай неудача, и они на себя навлекутъ б'Ьду 1). Постепенно, однако, это распространенное вероваше и поклонеше субботе стало уступать подъ вл1яшемъ христаапской проповеди и Гоггюеръ, въ противонолоашость Гег- стрему, отгЬняетъ, что лопари чтутъ именно воскресеные дни, а не субботше, что по воскресеньямъ они ничего ие д'Ьлаютъ и ие согласились въ этотъ день везти Гоггюера дальше, считая эту работу греховной 2). Темныя полярным ночи, какъ известно, изобилуютъ сЬверньшъ ыяшемъ, самымъ разнообразнымъ образомъ являющимся на небе. Естественно, что это грандюзное явле- nie природы не могло остаться незам'Ьченньшъ лопаремъ и не получить въ его уме объ- яснешя. Объяснешя этого явлешя разнообразны въ разныхъ м'Ьстностяхъ Лапландш. Такъ, Гоггюеръ сообщаетъ 3), что лопари въ с'Ьверномъ шяши видели также, какъ и въ затменш солнца и луны, признакъ божьяго гн'Ьва, всл'Ьдглтае чего въ этихъ случаяхъ впадали въ большой страхъ: они кричали и шумели все время, пока длилось северное гаяте или затм'Ьше. Едва-ли, однако, Гоггюеръ даетъ правильное объяснеше взгляду ло парей иа северное гаяше и затмеше: крикъ и шумъ, который поднимался во время этихъ явлешй лопарями, объясняется скор'Ье взглядомъ, что какое нибудь чудовище, мрачный духъ является на небе и его-то стараются отогнать крикомъ и шумомъ. Этотъ взглядъ. встр'Ьчаюпцйся у всЬхъ почти народностей, стоящихъ на низкомъ уровне развитая, ско рее можетъ объяснить крикъ и шумъ лоиарей во время этого явлешя, чемъ предполо- жеше, что лопари кричатъ и шумятъ вследсттае страха предъ божьимъ гпевомъ. Более распространено, повидимому, другое объяснеше С'Ьверпаго мян1я; это, но вгЬрован1ямъ лонарей, души умершихъ родныхъ, идущихъ на небо. Существуютъ сведе шя, что некоторый лопарки утверждали, что оп'Ь узнаютъ среди лучей с'Ьвернаго аянм своихъ мужей, отцовъ, братьевъ. Некоторые лоиари видятъ въ столбахъ севернаго ая- шя злыхъ духовъ 4). Это последнее обстоятельство комментируетъ высказанное мною замечаше но поводу словъ Гоггюера. Среди Печенгскихъ и Иазр'Ьцкихъ лоиарей существуетъ вероваше, что северное cianie—сполохи, называемые самими лоиарями кускасъ— есть ничто иное, какъ души уби- *) Hogstrom, р. 55. 2) Hogguer. Reise, p. 185. 3) Ibid, p. 95. Дергачевъ: Русская Лаилавдя, стр. 42.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz