Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

196 они ношлн вт, разныя стороны посмотреть, не остался-ли въ живыхъ кто-нибудь изъ людей. Такъ они странствовали въ иродо.чжеше трехъ лете, но прошествш которыхъ они встретились другъ съ другбмъ и узнали ири этомъ другъ друга. Вс.тЬдсше этого они снова разошлись и странствовали опять три года, встретились снова, узнали другъ друга и снова разошлись. По прошествш еще трехъ летъ страиствованш они опять встретились, но другъ друга уже не узнали. Вследшйе этого они остались жить вместе; отъ нихъ пошли дети, а отъ техъ— все люди, которые теперь населяютъ землю х). В ъ числе другихъ вероваиш, известныхъ намъ лишь отрывками, стоитъ гючи- тан1е луны и, повидимому, связанное съ этимъ почиташемъ праздноваше субботы. Мнопе авторы действительно упомннаютъ о томъ, что лопари поклоняются луне, что съ этимъ поклонетемъ связаны некоторые суеверные обряды; но цельнаго нредставлешя объ этихъ веровашяхъ древнихъ лонарей мы изъ этихъ сведешй все-таки почерпнуть не можемъ. Интереснымъ въ этомъ отношенш является свидетельство Шеффера, который со­ общаетъ, что по луне лопари, известнымъ снособомъ, гадаютъ о томъ, будегь-ли имею- щш родиться ребенокъ мальчикомъ или девочкой; наблюдая надъ луною узнаютъ также! будетъ-ли ребенокъ здоровъ и кончатся-.™ вообще предстоянце роды благополучно для роженицы. Въ финляндской Лапландш мы встречаемся сч, следующим!, вероватемъ: когда появлялась въ первый разъ на небе декабрьская луна, называемая лопарями Анкака или Биссемано—жешцинамъ было запрещено прясть до техъ иоръ, пока лупа была видна; съ ваступлетемъ вечера мужчины пе дожны были рубить дрова и вообще не производить никакой работы, при которой что-нибудь ломалось. Когда луна всходила, лопари клали обручъ па отверсйе для дыма, чтобы черезъ него лупа светила въ ихъ жилище; этимъ высказывалось почтете къ Биссемано. Если кто-нибудь провинился въ это время нередъ Анкака либо прядешемъ, либо какой-нибудь другой запрещенной работой, онъ долженъ былъ приносить жертвы светилу, причемъ въ жертву приносились лишь животныя муже- скаго иола 2). Изъ этихъ отрывочныхъ сведешй все-таки можно усмотреть, что луна считалась божеством!,, главнымъ образомъ имеющимъ отношеше къ женщинамъ, вгшпощимъ на исходъ родовъ. Запрещеше прясть при появлеши месяца имеете, повидимому, такое-же происхождеше, какъ и запрещете прясть по пятницамъ, встречающееся во многихъ местностяхъ Россш у русскаго населешя, имеющее связь съ вероватемъ въ Св. Пят­ ницу, языческое происхождеше которой известно; Св. Пятпица является также богиней, содействующей при родахъ. Что луна у лонарей являлась женскимъ божествомъ—сви­ детельствуете уже назвате декабрьскаго иоволутя Анкака, имеющее въ своемъ со­ ставе слова ака, анка, въ переводе старуха, бабушка. Но естественно, что рядомъ съ этимъ могло существовать и представлеше о луне, какъ о божестве мужскаго пола, вследсте чего въ жертву приносились лишь животныя-самцы. Представлялся-ли месяцъ въ уме лопаря мужчиной или женщиной—во всякомъ слу­ чае мы должны видеть въ этомъ светиле божество, преимущественно имеющее отноше- *) Hogstrom, p. G4. 2 Erman. Archiv, p. 360.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz