Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

195 цевины, вс’Ь озера изъ молока и чтобы на всехъ травахъ и цве.тахъ росли ягоды. Но Перкель воспротивился этому и настоянъ на своемъ, вследсЫе чего м!ръ и былъ сот- воренъ въ современномъ его виде 1). В ’Ьра въ учаспе черта въ твореши не является у однихъ только лопарей; съ этимъ мы встречаемся какъ у финскихъ племепъ, такъ и у н'Ькоторыхъ народовъ ие финновъ; у посл'Ьднихъ въ этихъ сказашяхъ сказывается дуалистическое представлеше о добромъ и зломъ начале, причемъ оба начала равны и одинаково сильны. Это дуали­ стическое представлеше о двухъ началахъ еще съ бблыпей силой сказывается въ другомъ предашй о Перкеле, записанном!, у лопарей Гегстремомъ-же 2). Перкель сде.лалъ ямлезныя цепи и связалъ Юбмела и навалилъ на него большую гору, и Юбмелъ долго лежалъ подъ горой и не могъ вырваться. После этого, однако, Юбмелъ связалъ Перкеля и также наброснлъ на него гору, но Перкель вырвался изъ- подъ горы и притомъ съ такой силой, что камни и дымъ поднялись къ небу. В ъ этомъ виде, въ которомъ это предаше дошло до насъ— виде несомненно крайне иснорчениомъ, мы можемъ усмотреть лишь восноминаше о борьбе двухъ началъ, причемъ последнее представляется даже бо.тЬе силышмъ. Не смотря на немногочисленность и краткость сведенй о Перкеле, они все-таки несомненно доказываютъ, что дуалистическое представлеше, встречающееся у многихъ другихъ финновъ, не было чуждо и лопарямъ, если и не всехъ, то некоторыхъ местно­ стей Лапландш по крайней мере. Что касается Юбмела (Ибмела), то этотъ выснпй язычесий богъ былъ постенен- но замененъ представлешемъ о хриспанском!. Боге и впоследствш подъ этимъ именемъ разумели божество вообще; по, позабывъ своего древпяго Юбмела, лопари новому хри­ стианскому представлений объ Юбмеле придавали долго много языческихл. чертъ. Такъ въ финлядской Лапландш некоторые лопари веровали, что Богъ—Юбмелъ всемогущъ и ве- чепъ; ему, однако, придавалась и супруга и указывались любимыя имъ местности, где Юбмелъ чаще всего пребываетъ; таковы между нрочимъ одна гора въ Неитьямэ и мысъ на озере Вастуетерви -3). К ъ такимъ же местонребывашямъ Бога следуетъ отнести и находящуюся около озера Имандра высокую гору, известную у лонарей иодъ назвашемъ Божья гора; на ней, по преданно лопарей, приносили некогда жертвы Богу; даже до последияго времени местные лопари относились къ этому месту съ особенным!, благо- говешемъ 4). Вообще излюбленныя места Юбмела находились [обыкновенно) около озеръ, рекъ и вообще водъ. Юбмелу приписывали лопари и нотопъ. Вотъ какъ они сообщали объ этомъ: было некогда время, когда Юбмелъ перевернулъ всю землю, такъ что вода изъ озеръ и рекъ растеклась по земле, и все люди потонули, кроме двухъ детей—брата и сестры. Этихъ Юбмелъ взялъ себе подъ руку и отнесъ на высокую гору, носившую назваше Пассе-Варре (святая гора). Когда опасность минула, Юбмелъ отпустилъ ихъ отъ .себя и *) Hogstrom. у. 63. Ibid, p. 191. 3) Erman, Arcliiv, р. 361. 4) Дергачевъ. Русская Лаилавдя, стр. 18, 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz