Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

193 брошенное въ настоящее время капище: среди площадки, которую образуетъ вершина скалы, находится разсЬлина, довольно глубокая. На дн'Ь этой разс'Ьлины виднеются въ большомъ числе наброшенные рога оленей и кости животныхъ. Въ настоящее время на этомъ м'ЬстЬ жертвъ уже не приносятъ. Далее, недалеко отт. Вакъ-овера, иа тундре Калгъ-ойве, на наволоке Калгъ-няргъ, но словамъ о. Константина Щеколдина, также находится древнее капище: въ прежнее время, говорятъ- лопари, здесь приносили въ жертву оленей; былъ-ли тутъ сейдъ — объ этомъ лопари не говорятъ; сюда приводили оленя и привязывали его какимъ-то способомъ таи,, что если-бы кто и отвязалъ оленя, онъ все-таки уйти не ыогъ-бы; теперь, прибав- ляютъ при этомъ лопари, такъ привязывать никто не у.мгЬетъ. В ъ ПеченгЬ, на осеннихъ местахъ лоиарей тоже есть старинное капище; къ нему приводили оленей и овецъ и носили рыбъ; къ жертвователямъ, по преданно, все возвра­ щалось вт> изобшни, множились у нихъ и олени и овцы, п ловъ гаелъ удачнее. Такое капище находится на тундре Сидоваръ (Сидъ-сейдъ и варъ—гора), находя­ щейся не далеко отъ Чалмоаера (Чалмъ— значитъ глаза, озеро названо такъ оттого, что /' въ него впадаетъ и истекаетъ изъ него р'Ька Пазъ и съ двухъ другихъ сгоронъ впадаетъ вт. него Кучь-озеро и истекаетъ въ долгую губу — такъ что само озеро представляется лопарямъ, ггохожимъ на человеческое лицо). Сюда, по преданно, также привязывали овецъ и оленей и за свои жертвоприношетя лопари получали пли хорошую погоду, или дурную, смотря по желанно. Кричали: дай такую-то погоду,—и божество имъ посылало. Иредате гласитъ, что въ случаяхъ нашесшя Чзгди, более всего сюда обращались. О молитвахъ, приносимых!, прежде передъ камнемъ Рентъ, — я говорил!» уже выше; и онъ давалъ согласно прошешямъ лопарей хорошую погоду. На реке Тульме показывают!, также несколько местъ, где также но преданно приносили жертвы, где стояли сейды, изъ которыхъ одни забыты, друпе, ио словамъ лонарей, исчезли чудеснымъ образомъ сами. Это сравнительно большое количество бротпвнныхъ каиищъ служитъ наглядным!, доказательством!, какъ распространенности культа сейдовъ въ древнее время, такъ и упадка его въ настоящее время. Находя брошенныя капища почти что во всехъ местно­ стяхъ русской Лапландш и ие имея данныхъ, свидетельствующих!, о существованш и теперь еще культа сейдовъ, если и рискованнымъ является утверждение, что этотъ культъ сейдовъ окончательно исчезъ въ современной русской Лапландш—можно, темъ не менее, съ уверенностью утверждать, что победа въ данпомъ случае и при томъ победа несо­ мненная осталась за христ1анствомт>. Эта победа, однако, досталась хриспанству нелегко, такъ какъ вера въ сей­ довъ держалась почти до иоследняго времени, и точное указаше местностей, где прежде приносились лопарями жертвы, служитъ достаточным!, доказательством!, того, что эти жертвоприношетя на означеппыхъ местахъ прекратились сравнительно педавно. Сле­ дуетъ отметить, что въ этой борьбе лоиари также старались освятить своихъ сейдовъ, какъ они старались делать это и съ своими идолами; и мы. также имЬемъ указатя, что, стараясь примирить хриспанство ст. язычествомъ, лопари на сейдахъ, какъ и на идо- лахъ жертвенною кровыо чертили знамете креста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz