Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

сейда и счастье снова вернулось къ нему. Колдунъ снова его уничтожить и счастае опять оставило Лампсоло. Чтобы положить конецъ спору, оба колдуна согласились встре­ титься на близъ лежащей горе и состязаться въ искусстве колдовства. Лампсало явился на условленное место, принявъ видъ оленя и надеялся, что подъ этимъ видомъ против­ ник. его не узнаете. Однако когда колдунъ увидалъ поднимающагося на гору оленя, онъ закричалъ ему еще издали: ато ты Лампсоло! Лампсоло объявилъ себя побежден- нымъ и убежалъ, сознавая, что онъ безъ помощи сейда ровно ничего сделать пе можетъ ’). Подобные разсказы распространены по всей Лапландш и теперь, какъ они были распространены и во время Гегстрема. Къ циклу ихъ принадлежите и приведенное мною выше предате печенгскихъ лопарей. Къ числу этого обширнаго цикла разсказовъ при­ надлежите и предате лопарей о томъ, что на острове противъ Экостровскаго погоста жилъ прежде богъ, который не любилъ, чтобы мимо его жилища проезжали ночыо. Въ жертву ему приносили оленьи рога, и количество этихъ роговъ было тает, велико, что загромоздило весь островъ; жертвовавшимъ онъ посылалъ хороппй нромыселъ 2). Культъ сейдовъ, какъ я говорилъ уже выше, былъ распространен!, по всей Ла­ пландш; о немъ свидетельствуютъ уже разсказы, записанные какъ въ скандинавской и финляндской, такъ и въ разныхъ местностяхъ русской Лапландш. Культъ этотъ дер­ жался очепь стойко и долго противостоялъ влянш хриспанства: это объясняется какъ темъ, что само вероваше въ сейдовъ было ближе, доступнее лопарямъ, такъ и темъ, что благодаря уединенности местностей, где сейды стояли, почитате ихъ оставалось бо­ лее незамеченным!., не било такъ сильно въ глаза ггроповедникамъ, какъ культъ выс- шихъ боговъ и духовъ и, вследств1е этого, не вызывалъ и такихъ преследований. Въ финляндской Лапландш онъ успелъ окончательно рухнуть, не оставивъ по себе ничего, кроме предатй о бывшихъ веровашяхъ. Что касается собственно русской Лапландш, то хотя мне, не смотря на все старашя и не удалось узнать ни отъ лопарей, ни отъ ко­ лянъ ничего, что могло-бы подтвердить фактъ существовашя среди современных!, рус­ скихъ лопарей почиташя сейдовъ—я все-таки пе решаюсь вполне отрицать существова- Hie его и по настоящее время. Стараше, съ которым!, лопари скрываютъ вообще свои -С-таринвыг с1,роватя и обряды отъ постороннихъ взоровъ, можетъ достаточно объяснить, что, быть можете, существоваше того или иного сейда и фактъ поклонешя имъ остался неизвестнымъ не только путешественнику но лопарской земле, какъ я, но и самимъ ко- лянамъ, имеющим!, почти непрерывный сношешя съ лопарями какъ въ городе, такъ и въ лопарскихъ погостахъ. Какъ бы то ни было, несомненно то, что, если культе сейдовъ и пе исчезъ еще вполне съ лица лопской земли—онъ во всякомъ случае обречент. къ скорому исчезнове- нно. Теперь уже стоятъ запустелыми мнопя капища, въ которыхъ, быть можетъ, въ недавнее, сравнительно, время приносились еще жертвы. Такъ, но словамъ некоторых!, ко­ лянъ, на Рыбачьемъ полуострове (Шараповъ наволокъ), на высокой скале находится за­ J) A. Castren. Reiseerinnerungen, p.p. 23, 24. 2) Немировичъ-Данченко: Страна Холода, стр.‘ 210.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz