Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
сейда и счастье снова вернулось къ нему. Колдунъ снова его уничтожить и счастае опять оставило Лампсоло. Чтобы положить конецъ спору, оба колдуна согласились встре титься на близъ лежащей горе и состязаться въ искусстве колдовства. Лампсало явился на условленное место, принявъ видъ оленя и надеялся, что подъ этимъ видомъ против ник. его не узнаете. Однако когда колдунъ увидалъ поднимающагося на гору оленя, онъ закричалъ ему еще издали: ато ты Лампсоло! Лампсоло объявилъ себя побежден- нымъ и убежалъ, сознавая, что онъ безъ помощи сейда ровно ничего сделать пе можетъ ’). Подобные разсказы распространены по всей Лапландш и теперь, какъ они были распространены и во время Гегстрема. Къ циклу ихъ принадлежите и приведенное мною выше предате печенгскихъ лопарей. Къ числу этого обширнаго цикла разсказовъ при надлежите и предате лопарей о томъ, что на острове противъ Экостровскаго погоста жилъ прежде богъ, который не любилъ, чтобы мимо его жилища проезжали ночыо. Въ жертву ему приносили оленьи рога, и количество этихъ роговъ было тает, велико, что загромоздило весь островъ; жертвовавшимъ онъ посылалъ хороппй нромыселъ 2). Культъ сейдовъ, какъ я говорилъ уже выше, былъ распространен!, по всей Ла пландш; о немъ свидетельствуютъ уже разсказы, записанные какъ въ скандинавской и финляндской, такъ и въ разныхъ местностяхъ русской Лапландш. Культъ этотъ дер жался очепь стойко и долго противостоялъ влянш хриспанства: это объясняется какъ темъ, что само вероваше въ сейдовъ было ближе, доступнее лопарямъ, такъ и темъ, что благодаря уединенности местностей, где сейды стояли, почитате ихъ оставалось бо лее незамеченным!., не било такъ сильно въ глаза ггроповедникамъ, какъ культъ выс- шихъ боговъ и духовъ и, вследств1е этого, не вызывалъ и такихъ преследований. Въ финляндской Лапландш онъ успелъ окончательно рухнуть, не оставивъ по себе ничего, кроме предатй о бывшихъ веровашяхъ. Что касается собственно русской Лапландш, то хотя мне, не смотря на все старашя и не удалось узнать ни отъ лопарей, ни отъ ко лянъ ничего, что могло-бы подтвердить фактъ существовашя среди современных!, рус скихъ лопарей почиташя сейдовъ—я все-таки пе решаюсь вполне отрицать существова- Hie его и по настоящее время. Стараше, съ которым!, лопари скрываютъ вообще свои -С-таринвыг с1,роватя и обряды отъ постороннихъ взоровъ, можетъ достаточно объяснить, что, быть можете, существоваше того или иного сейда и фактъ поклонешя имъ остался неизвестнымъ не только путешественнику но лопарской земле, какъ я, но и самимъ ко- лянамъ, имеющим!, почти непрерывный сношешя съ лопарями какъ въ городе, такъ и въ лопарскихъ погостахъ. Какъ бы то ни было, несомненно то, что, если культе сейдовъ и пе исчезъ еще вполне съ лица лопской земли—онъ во всякомъ случае обречент. къ скорому исчезнове- нно. Теперь уже стоятъ запустелыми мнопя капища, въ которыхъ, быть можетъ, въ недавнее, сравнительно, время приносились еще жертвы. Такъ, но словамъ некоторых!, ко лянъ, на Рыбачьемъ полуострове (Шараповъ наволокъ), на высокой скале находится за J) A. Castren. Reiseerinnerungen, p.p. 23, 24. 2) Немировичъ-Данченко: Страна Холода, стр.‘ 210.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz