Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

стоянно. Такъ Гогпоеръ, бывппй пъ Лапландш въ 1828 году, пишетъ, что его провод- никъ, лесной лопарь (Waldlappe), челов'Ькъ, следовательно, какъ и вс'Ь лесные лопари, иодверггшйся уже юшшо цивилизацш и просвЪщенш, сообщилъ ему подъ услов1емъ со- хранетя глубочайшей тайны, что опъ им'Ьетъ маленькаго идола, котораго онъ постоянно носитъ при себЬ. Этотъ идолъ былъ проданъ ему старухой колдуньей, и онъ увЬрялъ, что съ т'Ьхъ поръ, какъ онъ сделался его обладателемъ, ему во всемъ везетъ и что идолъ охраияетъ его отъ вс’Ьхъ опасностей и болезней. После долгихъ просьбъ Гоггю- ера лопарь решился ему показать своего фетиша, и оказалось, что это была крайне грубо сделанная изъ оленьяго рога человеческая фигура 1). Къ сожал'Ьнно старатель­ ность, съ которой лопари скрывали своихъ фетишей отъ цосторонняго взгляда, не даетъ возмолшости судить о распространенности этого рода фешитизма среди нихъ. Что касается могущества сейдовъ и ихъ деятельности, то она выражалась са- мымъ разнообразнымъ образом., и лоиари ожидали отъ нихъ равно добра и зла: въ об­ щемъ сейды, повидимому, имели большое влшше на всю жизнь лопаря, на все прояв- лешя его деятельности; это-то вмешательство сейдовъ во все дела покровительствуема™ имъ семейства и породило рядъ сказаюй, бывшихъ въ большомъ ходу у лопарей и не- утратившнхся въ ихъ среде и но настоящее время. Цередамъ некоторые изъ этихъ разсказовъ. Гегстрему разсказывалъ одинъ ло­ парь, что когда онъ однажды случайно иодошелъ слишкомъ близко къ священному камню и, испугавшись самъ своего поступка, обещался принести ему жертву, сейдъ все-таки не умилостивился и ночыо послалъ волка, который и опустошить стада несчастнаго лопаря. Тотъ-же авторъ передаетъ, что недалеко отъ Гелливара находится сейдъ, около котораго положенъ топоръ. По поводу этого ходитъ следующее предаше: лопарь, ,по имени Патто-нодше, встуиилъ въ единоборство со Сталло, котораго онъ подозревал!. въ незаконномъ сожительств'Ь со своею дочерыо; такъ какъ, однако, лопарь ие могъ одол'Ьть Сталло, то онъ призвалъ на помощь этого сейда; Сталло сд'Ьлалъ тоже самое; лопарь сталъ давать всевозможный обЬщашя сейду, но его иротивникъ делалъ то-ясе и вслед­ ствие этого сейдъ ие зналъ, кому изъ двухъ помогать; лопарь, наконецъ, догадался дать обетъ сейду въ случае помощи пожертвовать ему топоръ, который Сталло держалъ въ рукахъ; сейдъ иришелъ на помощь и Сталло былъ убитъ. Съ тЬхъ поръ "П ’ле'жйтъ ТО-~ поръ около сейда 2). Кастренъ, говоря объ озере Сейда 1 ерви (Seidajarwi), приводить с.тЬдуюпцй раз­ сказъ своего проводника объ этомъ озере: на этомъ озерЬ стоялъ прежде сейдъ. Этотъ сейд^ принадлежалъ колдуну Лампсало, который подъ покровительствомъ своего бога всегда усп'Ьшно ловилъ рыбу. Другой колдуиъ сталъ ловить на противоположномъ берегу озера, но у него не было сейда, вследсте чего ловъ его всегда былъ неуда, ченъ, тогда какъ у Лампсало сети всегда были полны рыбой. Тогда колдуиъ, восполь­ зовавшись сномъ Лампсоло, уиичтожилъ сейда, вс.тЬдств 1 е чего счастье оставило Ламп­ сало, въ то время какъ ловъ у колдуна сталъ удаваться. Лампсоло добылъ себе втораго ]) Hogguer. Reise nacli Lappland, p. 95, 96. ") Hogstrom. Beschreibung, l>. *03, 205.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz