Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
стоянно. Такъ Гогпоеръ, бывппй пъ Лапландш въ 1828 году, пишетъ, что его провод- никъ, лесной лопарь (Waldlappe), челов'Ькъ, следовательно, какъ и вс'Ь лесные лопари, иодверггшйся уже юшшо цивилизацш и просвЪщенш, сообщилъ ему подъ услов1емъ со- хранетя глубочайшей тайны, что опъ им'Ьетъ маленькаго идола, котораго онъ постоянно носитъ при себЬ. Этотъ идолъ былъ проданъ ему старухой колдуньей, и онъ увЬрялъ, что съ т'Ьхъ поръ, какъ онъ сделался его обладателемъ, ему во всемъ везетъ и что идолъ охраияетъ его отъ вс’Ьхъ опасностей и болезней. После долгихъ просьбъ Гоггю- ера лопарь решился ему показать своего фетиша, и оказалось, что это была крайне грубо сделанная изъ оленьяго рога человеческая фигура 1). Къ сожал'Ьнно старатель ность, съ которой лопари скрывали своихъ фетишей отъ цосторонняго взгляда, не даетъ возмолшости судить о распространенности этого рода фешитизма среди нихъ. Что касается могущества сейдовъ и ихъ деятельности, то она выражалась са- мымъ разнообразнымъ образом., и лоиари ожидали отъ нихъ равно добра и зла: въ об щемъ сейды, повидимому, имели большое влшше на всю жизнь лопаря, на все прояв- лешя его деятельности; это-то вмешательство сейдовъ во все дела покровительствуема™ имъ семейства и породило рядъ сказаюй, бывшихъ въ большомъ ходу у лопарей и не- утратившнхся въ ихъ среде и но настоящее время. Цередамъ некоторые изъ этихъ разсказовъ. Гегстрему разсказывалъ одинъ ло парь, что когда онъ однажды случайно иодошелъ слишкомъ близко къ священному камню и, испугавшись самъ своего поступка, обещался принести ему жертву, сейдъ все-таки не умилостивился и ночыо послалъ волка, который и опустошить стада несчастнаго лопаря. Тотъ-же авторъ передаетъ, что недалеко отъ Гелливара находится сейдъ, около котораго положенъ топоръ. По поводу этого ходитъ следующее предаше: лопарь, ,по имени Патто-нодше, встуиилъ въ единоборство со Сталло, котораго онъ подозревал!. въ незаконномъ сожительств'Ь со своею дочерыо; такъ какъ, однако, лопарь ие могъ одол'Ьть Сталло, то онъ призвалъ на помощь этого сейда; Сталло сд'Ьлалъ тоже самое; лопарь сталъ давать всевозможный обЬщашя сейду, но его иротивникъ делалъ то-ясе и вслед ствие этого сейдъ ие зналъ, кому изъ двухъ помогать; лопарь, наконецъ, догадался дать обетъ сейду въ случае помощи пожертвовать ему топоръ, который Сталло держалъ въ рукахъ; сейдъ иришелъ на помощь и Сталло былъ убитъ. Съ тЬхъ поръ "П ’ле'жйтъ ТО-~ поръ около сейда 2). Кастренъ, говоря объ озере Сейда 1 ерви (Seidajarwi), приводить с.тЬдуюпцй раз сказъ своего проводника объ этомъ озере: на этомъ озерЬ стоялъ прежде сейдъ. Этотъ сейд^ принадлежалъ колдуну Лампсало, который подъ покровительствомъ своего бога всегда усп'Ьшно ловилъ рыбу. Другой колдуиъ сталъ ловить на противоположномъ берегу озера, но у него не было сейда, вследсте чего ловъ его всегда былъ неуда, ченъ, тогда какъ у Лампсало сети всегда были полны рыбой. Тогда колдуиъ, восполь зовавшись сномъ Лампсоло, уиичтожилъ сейда, вс.тЬдств 1 е чего счастье оставило Ламп сало, въ то время какъ ловъ у колдуна сталъ удаваться. Лампсоло добылъ себе втораго ]) Hogguer. Reise nacli Lappland, p. 95, 96. ") Hogstrom. Beschreibung, l>. *03, 205.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz