Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
190 которые руководятъ осетинами при устройстве номинокъ, разорительно Д'Ьйствующпхъ подчасъ- на благосостояше семьи, руководили и допйрями при кормлеши сейдовъ: именно продолжать ихъ жизнь, следовательно п силу. А что сейды действительно, но мнешю лопарей, умирали, если члены семьи или рода переставали ихъ кормить, свидетельствуетъ Гс 1 'стремъ: когда перестаютъ приносить имъ жертвы, пишетъ оиъ, они теряютъ все свое могущество и не бываютъ въ состояши приносить ни добра, нп зла 1). Если лопари кормили сейдовъ, обмазывал ихъ самнхъ жиромъ и жертвенной кровыо> то вто происходило частью какъ снмволъ, частью отъ ностепеннаго отождествлешя духа, живущаго въ камне, съ самимъ камнемъ. Въ гЬхъ местностяхъ, где ато отождествлеше победило прежнее представлеше о духе-жпльде камня, где стали обоготворять самый ка мень, тамъ прежшй культъ предка заменился фетишизмомъ: кормили самый камень, его, этотъ камень наделяли способностью жить, двигаться; отсюда, если сейдъ оказывался ви- новатымъ въ чемъ-нйбудь въ глазахъ лонарей, его подвергали наказанно: либо били его, либо,въ более важныхъ случаяхъ, откалывали отъ сейда кусокъ либо другимъ камнемъ, либо тоноромъ: это должно было причинять елу боль 2). Если сейдъ оказывался опасвымъ для лопаря соседоыъ—его сжигали, раздробляли, топили. В ъ преданш печеигскихъ лонарей мы уже видели, что сыновья, не зная, какъ отделаться отъ своего отца-сейда, решаются подвергнуть его сожженпо. Вообще въ веровашяхъ лопарей вч. сейдовъ и въ культе ихъ следуетъ отличать два протнвоположныхъ направления— одно, если такъ можно выразиться, прогрессивное, другое регрессивное. Съ одной стороны в+.ра въ предка, иохороиеннаг-о подъ камнемъ, приводит!, къ представленш о существованш, вообще, какого-то духа, живущаго въ камне, котораго, какъ и предка, следуетъ кормить, чтобы онъ жилъ и былъ нолезеиъ для своихъ соро дичей— отсюда жертвоприношешя. Развиваясь дальше, это представлеше ведетъ къ веро вание, что существуете одинъ высшш сейдъ, наиболее могущественный, котораго лопари постепенно и выделяютъ отъ прочихъ каменныхъ собратш его, включая его въ сонмъ своихъ высшихъ боговъ, но продолжая его называть неоиределеннымъ именемъ Сторыон каре, которое изъ нарицательнаго делается именемъ собственнымъ. Жертвоприношешя, которыя прежде имели целью кормить сторыонкаре-сейду, совершаются теперь для уми- лостивлешя могущественнаго 6oi'a Сторыонкаре, властителя надъ животными. Другое течете шло какч. разъ нротивоположнымъ путемъ: духа предка, жив- шаго цодъ камнемъ, постепенно предали вабвешю; кормлеше его обратилось въ кормле- Hie камня. Живымъ существомъ, божествомъ становился самъ камень и такимъ обра зомъ, идя постепенно, грубый фетишизмъ заменилъ собою нрежнш культъ предковъ. Это насъ не должно удивлять, такъ какъ лопари въ этомъ отношенш представляютъ да леко не единственный примеръ среди группы языческихъ народовъ. Не единственный также это примеръ нроявлешя фетишизма у лопарей: повидимому въ некоторыхъ мест ностяхъ Лапландш лопари имели иебольшихъ фетишей, которыхъ и носили съ собой по Hogstrom. Beschreibung, p. 202. Erman. Archiv, p. 362.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz