Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

189 Лопари-охотники, въ случай если убивали птицъ, б'Ьлокъ или какое-нибудьдругое животное около священной ограды, въ которой заключенъ сейдъ, должны были отдать въ жертву камню ноги (крылья) и голову своей добычи. Гегстремъ сообщаетъ, со словъ одного колониста, что когда онъ увидалъ, какъ лопарь приносить въ жертву камню го­ лову, ноги и крылья убитаго имъ тетерева, онъ удивился и спросилъ лопаря, для чего онъ это дгЬлаетъ; тотъ отв’Ьчалъ, что за принесенную имъ сейду жертву онъ ждетъ, что этотъ гюсл'Ьдшй изъ пожертвованнаго создастъ новыхъ птицъ и ношлетъ ему ихъ при ОХОТ'Ь *). Лопари-рыболовы мазали своихъ сейдовъ рыбьимъ жиромъ, чтобы сейдъ подавалъ имъ более счастливую ловлю, и, когда жиръ засыхалъ отъ лучей солнца, они полагали, что сейдъ съ’Ьдалъ жертву 2). Сейдамъ приносили въ жертву и оленей, причемъ жертвенной кровыо ихъ окроп­ ляли или обмазывали. Бросате обмазаннаго жертвенной кровью камня на гору, где стоял!) сейдъ, было также въ обычай у лопарей некоторыхъ местностей. Особенно характернымъ является разсказъ Кастрена о жертвоприношешяхъ сей­ дамъ: онъ говоритъ, что и ему довелось слышать разсказы, что лопари передъ охотой на дикихъ оленей даютъ об'Ьтъ въ случай удачнаго исхода охоты принести въ жертву сейду голову и шею оленя. Остальную часть оленя охотники съедали на м'Ьст’Ь жертво- припошешя: т'Ьмъ не мен'Ье они возвращались съ голоднымъ желудкомъ, такъ какъ все, что они съедали, шло въ прокъ не имъ, а сейду 3). Нельзя соми’Ьваться, что во вс'Ьхъ этихъ случаяхъ и приношешя въ жертву сейду частей животнаго и обмазывашя сейда жиромъ мы им'Ьемъ д'Ьло съ фачтомъ кори- лешя самаго камня либо того духа, который въ камне живетъ. А это кормлете въ свою очередь есть лишь переживаше обычая кормлешя предковъ. Эта пища была необхо­ дима для сейда, какъ она является необходимой по воззрешямъ многихъ народовъ и для покойниковъ; и подобно тому какъ покойники, оставаясь безъ пищи, могли умереть, такъ умиралъ и сейдъ, если его переставали кормить; наконецъ подобно тому, какъ жертвен­ ное мясо шло не въ прокъ кушающимъ, а на пользу сейда, такъ и поминальное пирше­ ство служило въ пользу покойниковъ. Поразительное сходство съ культомъ сейдовъ среди лонарей многихъ местностей мы встр’Ьчаемъ между прочимъ у осетинъ въ ихъ культ'Ь покойниковъ. Одно изъ самыхъ тяжкихъ оскорбленш для осетина это выражеме: „что­ бы твои покойники умерли на томъ cBirb“ , а умереть они могутъ лишь тогда, когда живупце на земл’Ь ихъ родичи перестанутъ кормить ихъ—поминать более или менее бо­ гатыми пирами. „На поминки смотрятъ, пишетъ В. 0. Миллеръ *), какъ на кормлеше мертвыхъ; говорятъ, что пища, которую едятъ на поминкахъ, не идетъ въ пользу съйв- шаго, но ея сит переходитъ къ мертвому, такъ что плотно поевшй на номинальной пирушке, придя домой, имеетъ право спросить себе обычный обедъ“ . ТЬ-я;е взгляды, *) Ibid, р. 202, 212, *) Ibid, р. 213. 3) A. Castren: Eeiseerinnerungen, p. 108. *) Всев. 0. Миллеръ. Осетинше этюды II, стр. 287.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz