Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

188 тившись окончательно,— къ убежденно, что сейды стоятъ на своихъ м'Ьстахъ съ сотворе- нш Mipa. Но если въ вышеприведенномъ предатй лонарей и указано на ироисхождеше свя- щеннаго камня отъ нревращетя предка въ камень, мы не встр'Ьчаемъ предатй, свид'Ь- тельствующихъ о происхожденш сейдовъ изъ могильныхъ иамятниковъ. Однако, къ атому заключенно приводитъ насъ естественно следующее соображете: разъ въ эти камни все­ ляется духъ предка, разъ этотъ камень есть даже просто окамеп'Ьлый предокъ и сейду дается назвате тождественное съ назвашемъ душъ усопшихъ (Сайво) или домашниго духа (Сторыонкаре), то ч'Ьмъ другимъ можно объяснить поклонеше камню, какъ не т'Ьмъ, что культъ предка былъ нерепесенъ на стоящй одиноко камень, подъ которымъ онъ былъ иохороненъ, и около котораго естественно лопари и останавливаются при своихъ пе­ рекочевкахъ. Фактъ перехода почитанш предка къ камню, подъ которымъ онъ иохоро- непъ, часто встречавшийся среди другихъ народовъ, слишкомъ изв'Ьстенъ, чтобы суще- ствован1е этого перехода у лопарей могло казаться страннымъ и нелогичнымъ. Но возникнувъ изъ факта почиташя могилы предка, в'Ьра въ сейтовъ пережила среди лопарей нисколько стадШ. Если въ преданш о ками’Ь Рентъ, камень считается ока- мен'Ьлымъ старикомъ, силу и в.шян 1 е котораго можно уничтожить, если уничтожить самый камень, то въ другихъ м'Ьстностяхъ Лапландш камень являлся лишь жилищемъ, вм'Ьсти- лищемъ для духа. Какое изъ двухъ представлетй бол'Ье древне, сказать трудно; но ве­ роятно иосл’Ьднее и вотъ почему: разъ признать, что сейдъ есть ничто иное, какъ мо­ гильный памятникъ, то естественно, что вероваше, согласно которому, въ кашгЬ-ли или подъ камнемъ, въ могил'Ь, живетъ духъ, требующш нриношешй — кормлешя, безъ чего онъ умираетъ, более древне, чемъ представлеше о камне, какъ о боге. Повидимому также это представлеше о духе, живущемъ въ камне, было и более распространено среди лопарей и повело къ жертвенному ритуалу. Такъ какъ сейды считались покровителями семействъ, то во всехъ затрудиитель- ныхъ обстоятельствахъ имъ приносили жертвы; приносили имъ ихъ для того, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т. и, Жертво- приношешя совершались около самихъ сейдовъ; само место, где стоялъ священный ка­ мень, считалось святымъ; его обносили оградой, и никто не смелъ входить за пределы этой ограды безъ жертвенной цели. Вотъ почему даже въ древнее время лопари неохотно показывали места, на которыхъ стояли сейды: они боялись, что за это ихъ иостигнетъ наказаше и разсказывали Гегст^ему примеры, какъ лишались здоровья, а иногда и жизни те, которые приходили съ целью разрушить или осквернить священный камень J). Женщи­ ны къ сейдамъ, какъ къ родовой святыни, не допускались. Единообраз1я въ жертвенномъ ритуале, по отношенш къ сейдамъ, мы не встре- чаемъ; обыкновенно, пока сейдъ оставался семейной, родовой собственностью, жертву ему приносилъ глава семьи, рода; въ техъ местностяхъ однако, где сейды пре­ вратились уже въ боговъ общественныхъ, утратили свой исключительный характеръ бо­ жествъ родовыхъ или семейныхъ, тамъ жертву сейду приносилъ нойда. *) Hogstrom. Beschreibung, p. 202,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz