Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

187 детъ ясно и не будетъ шума, пусть вдуть и едутъ куда нужно и всегда воротятся съ т'Ьмъ, зач'Ьмъ поехали. Пусть также они просятъ у меня хорошей погоды, и яеедамъ. Скававъ это, ойъ ушелъ, куда сказалъ и тамъ окамен'Ьлъ. Вскор’Ь носл'Ь пргЬхали матери. Он’Ь зашли въ избу и увидали мясной котелъ, поэтому сейчасъ спросили д'Ьтей: Д'Ьдко былъ у васъ?— Былъ,—Что ему варили?__Мы варили ему оленыо шею, мясо: онъ просилъ мяса, и мы боялись ему сказать, что намъ не велено; пошли въ амбаръ, увидели мясо и сварили. Матери, услышавъ это, забранили ихъ, сколько могли и хотели ихъ бить; въ это время он’Ь отъ устали сЬли на лавку и встать больше не могли. Ихъ какъ будто тутъ кто держалъ. Ребятъ поэтому еще бол-Ье того бранили, да бранили старика. Немного погодя, пргЬхали изъ л'Ьса и братья. Дети иоб'Ьжали на встречу. Они спросили: а где матери?— Он'Ь npi'bxa.™ съ озера, сели на лавку и не могутъ встать.—А Д'Ьдко былъ у васъ?—Былъ.—Чемъ кормили его?— Онъ просилъ мяса, и мы варили ему мясо. Онъ почти все съелъ. Отцы забранились на ре­ бятъ, а меньшой ударилъ своего сына но голове. Старшш братъ пошелъ въ избу и, не говоря никому ни слова, ударилъ своей рукой жену но снин'Ь и она вскочила. По- томъ ударилъ и другую и она вскочила. Ребятъ после этого еще побранили и стали ихъ спрашивать, что д’Ьдко говорилъ. (Д'Ьти повторяютъ слова деда). Братья, услыша это, еще больше разсердились и на другой день решились камень-старика сжечь. На другой день погода была хороша; они нарубили смоляныхъ дровъ сухихъ и поехали па оле- няхъ камень жечь. Лишь только стали подниматься наверхъ, какъ поднялась буря и не только не дозволила имъ дал'Ье ехать, но даже съ оленями ихъ бросила почти до дону. На другой день опять было светло и опять братья поехали. Повторилось тоже. По’Ьхалн они и на третш день, при хорошей ногоде, но случилось тоже, н, кроме того, у мень- шаго брата олень, когда иоб'Ьжалъ съ горы, сломалъ себе ногу. И каждый разъ, какъ они возвращались къ дому, буря утихала; поэтому, после третьяго раза, братья не хо- т'Ьли бол'Ье ехать и сказали: сиди же ты тамъ камнемъ. Этотъ камень и называется те­ перь Рептъ-кедги— что значитъ Рептъ-камень “. Но словамъ лоиарей, этотъ камень и теперь стоитъ на Угъ-Ойв'Ь и имеетъ будто-бы видъ сидящаго человека. ПослгЬ этого, говорятъ лопари, действительно, тутъ никогда не бывало бол'Ье двухъ тупъ и въ каждой туне жило только по одному муж­ чине; когда-же рождались дети мужскаго иола, то, по достиженш ими 8 — Ю-.тЬтпяго возраста, кто-нибудь изъ мужчинъ умиралъ. Женскаго-же пола, говорятъ, бывало и много. И въ настоящее время тамъ живутъ лишь два лопаря. “По гор-Ь, на которой сндитъ ока­ менелый старикъ и до пастоящаго времени узнаютъ погоду, а въ прежнее время, ио словамъ лонарей, местные лопари тутъ нередъ камнемъ просили хорошей погоды. Н ’Ьтъ никакого сомн’Ьтя, что въ этомъ предашй р'Ьчь идетъ о сейд'Ь, и важно то, что этотъ сейдъ, есть ничто иное, какъ окаменелый отецъ, д'Ьдъ лицъ, д'Ьйствую- щихъ въ этомъ предашй. Имея такое предаше, хотя бы относительно одного сейда, нельзя сомневаться, что и въ среде самихъ лоиарей существуете хотя бы и темное вос- номинаше о. связи сейдовъ съ ихъ древними .Сайво. Впоследствш эта связь, постепенно утрачиваясь, привела къ нредставлешю, что лишь колдуны обращаются въ камни и, утра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz