Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
184 древнихъ писателей и .остановиться лишь на писателяхъ нашего века, серьезно отпес- пгахся къ атому вопросу, то мы увидимъ, что большинство ихъ сходится въ томъ, что объясняетъ происхождеше сейдовъ поклонетемъ предкамъ. Такъ еще Моне делаетъ следующее предположеше о происхожденш сейдовъ: „Они (лопари), питетъ онъ, имели родовыя сказашя о сейдахъ и уя;е имя умершихъ Ситте или Сите доказываете связь ихъ съ сейдами, откуда происходите учете о дутахъ. Дута делалась, такимъ образомъ, высшняъ духоиъ, Сторыонкаре, домашнимъ богомъ“ *). „Каждая семья у лопарей, пишете тотъ-же авторъ, имела, по крайней мере, одного духа (Сторыон каре); мнопя семьи ихъ имели несколько. Духъ этотъ оставался въ доме и нереходилъ по наследству изъ рода въ родъ“ 2). Разъ домашше духи носятъ назвате Сторыонкаре и это-же имя придается и сейдамъ, естественнымъ является предположеше, что сейды и домашше духи стоятъ въ тесной связи. Высказанное Моне предположение о происхож денш сейдовъ находите себе подтверждеше и въ словахъ Кастрена: онъ указываете на то, что въ техъ местностостяхъ Лапландш, которыя населены финнами, эти сейды иногда носятъ назвате Kentta-Kiwet, происходящее отъ финнскихъ словъ: Kentta—• стоянка и Kiwe (мн. Itivet)—-камень; следовательно сейдъ иначе называется камень стоянки и именно это назвате, заключаете онъ, доказываете, что можно было-бы при нять и изъ другихъ основанш, что сейды были пенатами лопарей 3). Более подробно излагаетъ свои мысли о происхожденш сейдовъ Дюбепъ. Онъ ставите ихъ также въ связь съ поклонетемъ предкамъ: вероятно, говоритъ онъ, не когда отмечали жилище мертвыхъ камнемъ, служащимъ въ пЬкоторомъ роде могиль- ньшъ памятникомъ. Эги камни были одиноки и разсеяны въ разныхъ мЬстахъ, такъ какъ лопари не хоронили своихъ покойниковъ пи въ курганахъ, ни въ дольменахъ. Около этихъ месте происходили жертвоприношешя въ честь усопшаго. Эти Сайво-Кедде или священные камни сделались впоследствш Сейтаръ по мере того, какъ съ течетемъ времени воспоминате о ихъ первоналальномъ значенш ослаблялось, развился антропомор- физмъ, и лопари научились познавать боговъ другихъ народовъ, т. е. боговъ Готовъ и Свеаровъ, изображаемыхъ видимымъ образомъ. Съ техъ поръ стали воздвигать Сейтаръ подъ вл1яшемъ другой мысли: имъ не придавали уже значешя памятниковъ, поставленныхъ въ честь предковъ, на нихъ стали смотреть какъ на боговъ предковъ. Камень оделили способностью жить, двигаться, есть, пить, причинять несчасие. Онъ принадлежалъ лич ности, семье, роду 4). Сопоставляя вышесказанное, мы видимъ, что лопари, имевнпе на каждую семыо своего домашияго духа, имели и сейдовъ отдельно для каждой семьи или рода, причемъ лишь некоторымъ наиболее могущественнымъ поклонялись целыя селешя. Имя Сторыон каре придавалось въ некоторыхъ местностяхъ одинаково, какъ домашнимъ духамъ, такъ и Сейдамъ; далее слово Сайво, имеющее значеше душъ усоншихъ, служило и для обоз- начешя сейтовъ. Наконецъ и назвате Iientta-Kiwet, придававшееся священнымъ нам- г) Mone. Geschichte des Heidentlmms, I, стр. 86. 2) Ibid, p. 31. 3) A. Castren: Reiseerinnernngen aus den Jahren 1838—1844, p. 60. 4) Duben: La Laponie et les Lapons (въ Congres international des Sciences geographiques 1S78, p. 332).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz