Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

183 менелостями, (Petrificate) неровные и угловатые ’). Встречались одпако и деревянные сейды и если камепные сейды были ничто иное, какъ простые камни, то деревинпые были про­ стыми древесными стволами, корнемъ воткнутые въ землю, или даже просто древесные пни. Деревянные сейды встречались одпако 1 'ораздо реже, чемъ каменные. Этимъ-то камнямъ и пнямъ и воздавали лопари божеское иоклонеше, считая ихъ сильно в.'шпощими на ихъ судьбу. Следуетъ заметить, что почиташе сейдовъ было распространено по всей Лап­ ландш, хотя, конечно, не въ одинаковой степени. Въ техъ местностяхъ, где была силь­ но развита вера въ высшихъ боговъ, где имъ приносили частыя жертвы, тамъ есте­ ственно культъ сейдовъ отходилъ на второй иланъ и наоборотъ, въ местностяхъ, где культъ высшихъ боговъ былъ развить слабее, таил, на нервомъ плане являлось почиташе сейдовъ; но все-таки хотя-бы и въ разныхъ степепяхъ культъ сейдовъ встре­ чался повсюду; это достаточно доказываетъ то обстоятельство, что почти все писатели, сообщавппе намъ о веровашяхъ древнихъ лоиарей, всегда упоминали и о сейдахъ. Осо­ бенно развитъ былъ, однако, этотъ культъ въ некоторыхъ частяхъ Лапландш, где культъ высшихъ боговъ былъ либо слабо развитъ, либо пе встречался вовсе; къ такимъ мест- ностямъ, повидимому, принадлежали и лопарсгае округи около Меми и Торнео; Торней- сгае и ГОемсше лопари, сообщаетъ ПГефферъ, какъ говорятъ, не знаютъ Тора, Сторыон­ каре и Солнца, и вместо ихъ чтутъ другихъ, которыхъ общпмъ именемъ пазываютъ Сейдами. 1оаннъ Торней, на котораго ссылается Шефферъ, говоритъ: они почитали стволы и камни за своихъ боговъ и лопари имели ихъ столько, сколько было семействъ; идоловъ этихъ они ставили около озеръ. Одинъ изъ нихъ былъ главный и самый мо­ гущественный, которому поклонялось цЬлое селеше. Этого, равно какъ и меныпихъ бо­ говъ они называют!. Сейдами 2). У лоиарей этихъ же местностей сейды носили назваше Сторыонкаре и наоборотъ, те изъ лонарей, которые веровали въ бога Сторыонкаре, прида­ вали иногда ему назваше Сейда 3j. Сведешя, что сейдовъ ставили иногда целыми семьями нодтверждаютъ и npouie авторы; подтверждеше у нихъ мы находимъ и того, что свя­ щенные камни ставились около озеръ; ставили ихъ также на горахъ, островахъ и около водопадовъ и пороговъ;причемъ те лоиари, которые занимались оленеводствомъ, имели сейдовъ на горахъ, местахъ своихъ остановокъ при перекочевкахъ, лопари-рыболовы главнымъ образомъ, около озеръ, пороговъ и на островахъ. Что касается разныхъ названш, то если въ однехъ местностяхъ ихъ называли Сторыонкаре, въ другихъ Сейды носили назваше Сайво; вообще, повидимому, назваше Сей­ довъ— Сторыонкаре не было распространено, и Гегстремъ сообщаетъ, что въ лопарскомъ округе Луле ему не удалось узнать, придается-ли это назваше Сейдаиъ. По вопросу о происхожденш какъ сейдовъ такъ и культа ихъ делалось много предположен^, но не смотря на это, вопросъ этотъ до сихъ поръ еще не решеиъ окон­ чательно. Если, однако, оставить въ стороне некоторые подчасъ почти детсгая догадки *) Hogstriim. Bechroibung, p. 201. а) Schefferus. Lapponia, p. 92. 3J Ibid, p. 98.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz