Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
183 менелостями, (Petrificate) неровные и угловатые ’). Встречались одпако и деревянные сейды и если камепные сейды были ничто иное, какъ простые камни, то деревинпые были про стыми древесными стволами, корнемъ воткнутые въ землю, или даже просто древесные пни. Деревянные сейды встречались одпако 1 'ораздо реже, чемъ каменные. Этимъ-то камнямъ и пнямъ и воздавали лопари божеское иоклонеше, считая ихъ сильно в.'шпощими на ихъ судьбу. Следуетъ заметить, что почиташе сейдовъ было распространено по всей Лап ландш, хотя, конечно, не въ одинаковой степени. Въ техъ местностяхъ, где была силь но развита вера въ высшихъ боговъ, где имъ приносили частыя жертвы, тамъ есте ственно культъ сейдовъ отходилъ на второй иланъ и наоборотъ, въ местностяхъ, где культъ высшихъ боговъ былъ развить слабее, таил, на нервомъ плане являлось почиташе сейдовъ; но все-таки хотя-бы и въ разныхъ степепяхъ культъ сейдовъ встре чался повсюду; это достаточно доказываетъ то обстоятельство, что почти все писатели, сообщавппе намъ о веровашяхъ древнихъ лоиарей, всегда упоминали и о сейдахъ. Осо бенно развитъ былъ, однако, этотъ культъ въ некоторыхъ частяхъ Лапландш, где культъ высшихъ боговъ былъ либо слабо развитъ, либо пе встречался вовсе; къ такимъ мест- ностямъ, повидимому, принадлежали и лопарсгае округи около Меми и Торнео; Торней- сгае и ГОемсше лопари, сообщаетъ ПГефферъ, какъ говорятъ, не знаютъ Тора, Сторыон каре и Солнца, и вместо ихъ чтутъ другихъ, которыхъ общпмъ именемъ пазываютъ Сейдами. 1оаннъ Торней, на котораго ссылается Шефферъ, говоритъ: они почитали стволы и камни за своихъ боговъ и лопари имели ихъ столько, сколько было семействъ; идоловъ этихъ они ставили около озеръ. Одинъ изъ нихъ былъ главный и самый мо гущественный, которому поклонялось цЬлое селеше. Этого, равно какъ и меныпихъ бо говъ они называют!. Сейдами 2). У лоиарей этихъ же местностей сейды носили назваше Сторыонкаре и наоборотъ, те изъ лонарей, которые веровали въ бога Сторыонкаре, прида вали иногда ему назваше Сейда 3j. Сведешя, что сейдовъ ставили иногда целыми семьями нодтверждаютъ и npouie авторы; подтверждеше у нихъ мы находимъ и того, что свя щенные камни ставились около озеръ; ставили ихъ также на горахъ, островахъ и около водопадовъ и пороговъ;причемъ те лоиари, которые занимались оленеводствомъ, имели сейдовъ на горахъ, местахъ своихъ остановокъ при перекочевкахъ, лопари-рыболовы главнымъ образомъ, около озеръ, пороговъ и на островахъ. Что касается разныхъ названш, то если въ однехъ местностяхъ ихъ называли Сторыонкаре, въ другихъ Сейды носили назваше Сайво; вообще, повидимому, назваше Сей довъ— Сторыонкаре не было распространено, и Гегстремъ сообщаетъ, что въ лопарскомъ округе Луле ему не удалось узнать, придается-ли это назваше Сейдаиъ. По вопросу о происхожденш какъ сейдовъ такъ и культа ихъ делалось много предположен^, но не смотря на это, вопросъ этотъ до сихъ поръ еще не решеиъ окон чательно. Если, однако, оставить въ стороне некоторые подчасъ почти детсгая догадки *) Hogstriim. Bechroibung, p. 201. а) Schefferus. Lapponia, p. 92. 3J Ibid, p. 98.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz