Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
182 больше, мы встречаемъ указаше, что лопари сохраняли Св. Причастие, какъ талисмапъ. Такъ Леопольдъ Бухъ, посЬтившй Лапландпо въ первомъ десатил'Ьни текущаго столе™, замечаете, что лопарей считаютъ хорошими хрисйанами оттого, что они часто явля ются въ церковь для причащешя; но они исполшиотъ ото лишь оттого, что считаютъ Нри- 4acTie н'Ькимъ волшебпымъ средствомъ, которое предохраияетъ ихъ отъ дейсттая злыхъ духовъ. Еще недавно они приносили въ церковь полотенце и выплевывали въ него При частие, тщательно завертывали и уносили его съ собой; придя домой, они делили кусокъ на массу ыелкихъ частицъ и каждому оленю изъ своего стада они давали, но возмож ности, по маленькой частице, такъ какъ лопари были убеждены, что такимъ образомъ все дурное, что можетъ грозить ихъ стадамъ, будетъ отвращено -1). Этотъ разсказъ Буха характерно рисуетъ взглядъ лопаря на хриспанство, съ которым!, онъ еще не уснелъ освоиться. Естественно, что не во всехъ местиостяхъ проявлеше этой борьбы двухъ началъ выражалось въ одинаковой форме и не везде одинаково шли успехи новой проповеди. Въ то время какъ въ однехъ местностяхъ древшя вероватя могли уступить новымъ сравнительно давно, въ другихъ опи могли длиться довольно долго. Во всякомъ случае далге и въ настоящее время, какъ было видно изъ предыдущаго, эта борьба не кончи лась еще для русской Лапландш. Дальнейшее изложете лишь подтвердите этотъ фактъ. Но если лопарсия божества, правяиця м1ромъ, и уступили напору новыхъ идей сравнительно скоро, хотя и не безъ борьбы, то другая сторона верованш лопарей дер жалась более долго, хотя тоже наконецъ рухнула, оставивъ, пожалуй, даже меньше с.т6- довъ въ современныхъ веровашяхъ лопарей. Это вера въ сейдовъ и культъ ихъ. Дер жался онъ дольше, благодаря тому, что сейды были более близкими лопарю, чемъ высини божества, и что культъ ихъ, менее заметный, подвергался менынимъ преследовашямъ. Но разъ рухнувъ, онъ долженъ былъ оставить меньше следовъ оттого, что въ то время какъ съ остальными божествами были связапы и предашя объ устройстве управлешя м1ромъ, сейды удовлетворяли лишь временнымъ потребностям!, лопаря. Эти предатя, свя- запныя съ такими вопросами, на которые лопарь, благодаря отсутствпо просвещешя, от вета найти не могъ, и помогли следамъ древнихъ веровашй сохраниться до настоящаго времени; таковы верован1я въ солнце, въ Арома-телле и т. и. Сейды, будучи почти про стыми фетишами, не давали такихъ нредашй и поэтому, разъ лучъ просвещепш ихъ кос нулся, они рухнули, оставивъ по себе лишь воспоминаше, что въ томъ или иномъ месте отцы кланялись, приносили жертвы.—не больше. Сейды были обыкновенно ничто иное, какъ простые камни, которымъ лопари пок ланялись. Все писатели, сообщающее о нихъ, сходятся въ томъ, что они никакого опреде- леннаго вида не имеютъ. Еще 1оапнъ Торней говоритъ, что сейды не имеютъ никакого вида, ни фигуры 2). Гегстремъ лишь подтверждаете это: я, замечаете онъ, не вам'Ьтилъ въ нихъ никакого подоб!я изображешя человека или животнаго; они таковы, какъ ихъ созда ла сама природа; однако подчасъ они все-таки имеютъ своебразвый видъ, будучи ока х) L. de Bucli. Voyage en Norvege et en Laponie. II, p. 181, 182. 2) Schefferus. Lapponia, p. 106. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz