Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

181 живали древнее cyeBipie, делали его стойкимъ лротивъ проповеди христианства, давали ему силу устоять противъ новыхъ идей. Но если въ основе обрядовъ при крещенш Сайво-набма лежало древнее уб'Ьжде- nie лопаря, если сохраняя его, онъ лишь внешнюю сторону и само наввате ваимство- валъ изъ христианства (Сайво-набма-лавгго въ переводе—омовеше именемъ Сайво, т.-е. усоншаго), то въ некоторыхъ другихъ обрядахъ сто лежало въ сильной степени желаше считаться христааниномъ и не наменять вместе съ темъ своимъ старымъ богамъ, доказать носледнимъ, что онъ продолжаете быть но прежнему ихъ ревностным!, служителемъ, даОы они не вменили ему въ вину исполнения имъ требовашй хриспанской церкви. Такъ, если лопарь отправлялся для принятая Св. Причастая въ церковь, онъ до церковной исповеди совершалъ исповедь передъ своими богами; это происходило либо дома, либо у первой воды, которую онъ встр'Ьчалъ иа своемъ пути въ церковь. Въ этомъ случае онъ нриносилъ съ собой кусокъ мяса, сыра или хлеба; ставъ на колени, онъ молился Саракка, Сайво, Айеке и другимъ богамъ, не исключая и темныхъ божествъ нодземнаго царства, какъ Фудно и духамъ Тшаппесъ-олмай; онъ просилъ ихъ объ отну- щенш ему всехъ греховъ и главнымъ образомъ того греха, который опъ намеревался совершить, направляясь въ церковь для принятая противъ своей воли „христаанскаго прича- щешя“ : онъ это делаетъ лить для того, чтобы его не тревожили. Затемъ онъ бралъ при­ несенный имъ кусокъ мяса, сыра или хлеба, благословлялъ его, говоря: это тело Сарак­ ка, хлебъ Сайво, тело Гарагаллесса (Айеке). После этого онъ пилъ немного воды, говоря: это кровь Саракка, вода Сайво, кровь Гарагаллеса. Вместо воды иные лопари пили пиво или водку. Уходя изъ церкви, но признанно самихъ лопарей, они произносили: пусть по- бедитъ теперь то божество, которое обладаетъ наибольшей силой, будь то хрисианскш богъ или Саракка, Гарагаллесъ, Сайво и т. д. — мы исполнили волю обеих!, стороиъ. Некоторые лопари признавались, что они всегда, прежде чемъ решиться пойти въ цер­ ковь, испрашивали нозволешя на то у своихъ боговъ, при посредстве равныхъ суевер- ныхъ средствъ, какъ-то: волшебнаго бубна, или гадая на топоре, или поясе; когда же они приходили въ церковь, то прежде всего молились своимъ богамъ. Друпе признава­ лись, что они молились какъ своимъ богамъ, такъ и Христу и, принимая Св. Причасие, не думали о Христе, а вспоминали Саракка и другихъ божествъ, веруя, что они при- нимаютъ ихъ тело и кровь. После таинства они съ молитвой обращались опять таки къ своимъ богамъ "1). Такъ долго боролся въ умахъ лонарей ихъ древнШ язычесшй олимпъ съ входя- щимъ христианствомъ. Борьба была долгая, упорная, стоившая не мало, какъ нроновед- никамъ, такъ и самимъ лопарямъ. Но даже и после того, какъ лопарсий олимнъ былъ разрушенъ, и вера въ старыхъ боговъ стала утрачиваться среди лонарей, когда даже сами имена древнихъ божествъ начали забываться— однимъ словомъ, когда победа за христаанствомъ оказалась несомненной, то и тогда еще лоиари не скоро начали отно­ ситься къ нему сознательно, не скоро стали смотреть на Св. Причастае иначе, какъ на обрядъ, который следуетъ исполнять лить во имя получешя для себя выгодъ. Даже 1) Егдаап. Arcliiv, р. 179, 180.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz