Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

180 нихъ свивали кольцомъ. После этого крестная мать говорила крестнику: будь также плодовитъ, также здоровъ и кргЬиокъ, какъ береза, съ которой взяты эти ветви. После этихъ словъ она бросала въ корыто латунный перстень, пряжку или вообще какой -ни­ будь кусокъ латуни или олова, иногда, однако, и серебряный поясъ или серебряную за­ стежку и говорила: этилъ я посвящаю тебя; будь также звонокъ (hellklingend) и кра- сивъ, какъ эта латунь (или серебро); даю тебе новое имя; ты долженъ лучше расти отъ той воды, которую мы даемъ тебе, чемъ отъ той, которой тебя крестилъ священ­ никъ. Будь также счастливъ, какъ тотъ предокъ, имя котораго ты будешь носить. Съ этими словами она обливала водой изъ корыта голову ребенка до трехъ разъ и опры­ скивала этой же водой все его тело. После этого опа, обращаясь къ крестнику, гово­ рила: теперь ты сделался участникомъ крещешя Адде-пабма и носишь имя NN; носмо- тримъ, какъ ты будешь расти теперь. По совершеши обряда, брошенныя въ корыто ме­ таллическая вещи вынимались и привязывались ребенку подъ мышки, если онъ былъ маль- чикъ, и на груди — если крещеше совершалось надъ девочкой. Разставаться съ этимъ амулетомъ нельзя было до достпжешя совершеннолейя, по достиженш котораго амулетъ вешался на волшебный бубенъ. Иногда металлическихъ вещей, служившихъ впоследствш амулетами, не клали въ корыто; вместо этого само крещеше производилось въ латунномъ котле, который и но- ступалъ после этого въ полную собственность ребенка, после того, какъ котелъ тща­ тельно выполаскивали и клали въ воду немного соли. Наблюдалось также, чтобы въ промежутокъ между церковнымъ крещешемъ и кре­ щешемъ Саме-иабма ребенка пе обливали водой; болышя, дорого стоющш жертвоирино- шешя, следовавния после всякаго крещев1я, раззоряли подчасъ лопаря окончательно, въ особенности, когда крещеше повторялось часто '). Если въ вышеоиисанныхъ обрядахъ мы встречаемъ желаше лопарей смыть съ себя церковное крещеше, то это объясняется темъ, что мнопе изъ нихъ принимали хри- спанство противъ своей воли, вынуждаемые къ этому строгостью нроповедниковъ. Боясь стать изменникомъ своимъ древнимъ богамъ, лопарь и смываетъ ту печать, которая была наложена на его детей церковнымъ крещешемъ. Естественно, что но мере того, какъ лопари все больше и больше просвещались хриспанствомъ, этотъ обычай былъ мало-по­ малу забытъ, впалъ въ dissuetudo. Другое дело, обычай переменять имена при бо.'гЬз- няхъ; онъ держался более долго и более упорно боролся съ хриспанствомъ: причиной этого было то убеждеше, которое лежало въ основе этого обычая, подкрепляемое еще темъ, что смертность детей сильно развита среди лопарей. Лишаясь детей благодаря темъ ужасмымъ услов1ямъ, среди которыхъ и теперь еще приходится жить лопарю, благодаря отсутствпо медицинской помощи, которая могла бы сделать менее гибельными для лона­ рей те эпидемичесюя болезни, которыя посещаютъ Лапландш— что удивительнаго, если суеверными средствами онъ думалъ продлить жизнь ребенка, не видя для себя другой, более разумной и более действительной помощи. Эта то смертность детей съ одной сто­ роны и безпомощность лопаря въ борьбе противъ этого— съ другой и питали, и поддер- *) Erman. Archiv, p. 176—179.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz