Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
178 Если и до пастоящаго времени лопари сохранили .еще вероватя своихъ предковъ въ духовъ горъ и водъ, если и въ настоящее время они тодолжаютъ приносить жерт вы, то не трудно себе представить, какъ въ бол'Ье отдаленное отъ насъ время приви вались въ ум'Ь лопарей все христансгае обряды. Мы и въ этомъ отношенш видимъ тоже желаше язычества инкорпорировать въ себя эти обряды, какъ опо стремилось инкорпорировать и B'hpy въ высппя существа. Въ то время, какъ лопари были вынуждены подвергаться и таинству крещетя и нричащетя, они развивали параллельно съ этимъ новый культъ, въ которомъ старались примирить новыя идеи со старыми. На н'Ькоторыхъ такихъ в'Ь- роватяхъ я и остановлюсь теперь. 1 Еще Самуилъ Реенъ сообщаетъ, что при крещенш своихъ детей лопари ста раются дать имъ язычесгая имена вч, роде Торъ, Гуттармъ, Финне, Пагге, но что свя- щепники всеми силами противятся этому. Нередко лопари меняли имена своимъ де- тямъ и давали имъ вместо имени, даннаго при крещенш, имя умершаго родственника. По словамч, 1оанна Торнея, это делалось въ томъ случае, когда ребенокъ впадалъ вч, болезнь: тогда они лшпаютъ его имени, даннаго при крещенш, и даютъ ему другое; это, однако, применяется лишь къ мальчикамъ. Обрядч, наречешя новаго имени сопро вождался дейшпями, подобными при совершенш крещешя -1). Гегстремъ иодтверждаетч, слова Реена и Торнея. Онъ сообщаетъ, что лопари даютч, своимъ детямъ имена въ честь родственниковъ, какъживыхъ, такъ и умершихч,, но въ некоторыхъ частяхч, Лапландш имя давали лишь въ честь умершаго уже родст венника. Старыя имена, говоритъ онъ, въ роде Тора, Финне, Пагге, Пангесъ, Ассе и т. п. вышли почти всюду изъ употреблешя, по всемъ верояпямъ подъ в.мшемъ па- сторовъ, которые, но словамъ Самуила Реена, старались всеми силами уничтожить этотъ обычай, но добавляетъ Гегстремъ, бывшй и самъ пасторомъ, я не нашелъ основашя препятствовать имъ въ этомъ обычае. Что касается перемены именъ, то Гегстремъ под тверждаете существоваше этого обычая своими наблюдешями: эта перемена имени сопро вождалась следующими обрядами. Они клали въ котелъ ольховой коры, варили ее тамъ и затемъ обмывали этой водой ребенка, смывая съ него старое имя и нарекая ему но вое; делалось это въ случае болезни дитяти. Интересно то, что такой-же обрядъ встре чался у лопарей и по отношенно къ собакамъ, которыхъ также обмывали этимъ нава- ромъ, когда имъ давали имя 2). Въ этихъ обрядахъ нельзя не узнать первобытнаго образа мышлешя дикаря, ко торый стремится смыть имя, данное при крещенш, темъ же способом!,, т. е. омовешемъ. Во взгляде, который заставляете лопаря въ случае болезни ребенка менять его имя— мы также встречаемъ общее многимъ некультурнымъ народностямъ вероваше, что разъ болезнь происходитъ отъ злыхъ духовъ, они могутъ повредить лишь тогда, когда они знаюте имя даннаго лица, что стоитъ лить скрить свое имя или переменить его—и духъ, не находя даннаго лица подъ другимъ именемъ, или не зная его имени, будетъ вы- нужденъ отступиться. Это вероваше, заставляющее одне народности скрывать свое имя, *) Schefferus. Lapponia, p. 301. 2) Hogstrom. Beschreibung, p. 152, 153,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz