Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
177 Однако долго еще хранятся язычесшя веровашя въ умахъ лопарей, долго они не могут, отвыкнуть отъ своихъ зав'Ьтныхъ веровашй и обрядовъ: они имъ заменяюте все, что, благодаря еще его неразвитости, христианство ему дать не можетъ; они отв'Ь- чатотъ ему на все вопросы, ответе на которые опъ не успелъ еще найти въ новомъ учеши. И поступательно движете хриспанства все еще продолжается и продолжится еще долго, такъ какъ не скоро еще наступитъ время, когда все прежшя веровашй лопаря обратятся лишь въ суев'Ьргя, да въ „симиатическш средства1. Мы видели уже, что мнопя изъ древнихъ веровашй лопарей нашли себе отго лоски еще очень гроыете вълнросезерцаши современнаго русскаго лопаря: онъ продолжаете еще верить и въ солнце, и вч, Арома-Телле, онч, все еще отдаете, свои оленьи стада подъ покровительство Луотъ-хозикч, и т. д. Посмотримъ теперь, что осталось у него отъ его древпяго жертвеннаго ритуала. Долго еще держался обычай приносить жертвы духамъ горъ и воды; ято и по нятно, такч, какъ горный духъ властвуете, надъ пастбищами олепей, а следовательно и надъ самими стадами оленей. Духъ водъ царствуете, надъ рыбой, главной статьей дохода для лопаря. Н'Ьтъ поэтому ничего удивителытаго, что культъ именно этихъ духовъ бо л'Ье всего удерл;ался. Вч, честь духа горч, приносили оленя, подчасъ и лучтаго ивъ стада; лопари всходили на гору и молились до изнеможетя; •загЬмч, закалывали оленя и после этого оставались иа месте спать. 1То ci-шп, и истекшей крови изъ животнаго ста рались они узнать обч> увеличеиш или уменыпенш стадъ. Если духу горч, жертвовали лучшимъ оленемч,, чтобы сделать ого милостивымч, кч, оленьимч, стадамч, лопарей, то духу водч, въ жертву приносили и серебро, и жемчугъ; этотъ обычай встречался лишь среди приморскихч, лопарей; опи изготовляли небольшое суденышко, нагружали его жемчугомъ, серебромъ и другими вещами и спускали все это вч, море, чтобы могучш владыка водъ ниспослалъ нмч, хороппй уловъ ’). Встречается-ли въ настоящее время обычай принесетя вч, жертву духу горъ оленя, я проверить не могъ. Что же касается до жертвоприношешй духу водъ суденутка съ жемчугомъ, серебромъ и т. п., то, повидимому, у кольскихъ лонарей, по крайней мере, этотъ обычай теперь больше ие встречается, хотя мне и говорили, что еще не та?:ъ давно этотъ обычай встречался. В ъ настоящее время, однако, прэдолжаютъ все еще существовать жертвоприно- шешя, хотя и въ совершенно другой форме, чемъ въ древнее время. Такъ, напримЬръ, лопари передъ началомъ рыбпой ловли просятч, колдуна (нойду) наговаривать на свинецъ; этотъ свинецъ они бросаютч, въ реку повыше того места, где лонарь ставите свой семужШ ваборъ, или где предполагаетч, производить ловъ. Иногда вместе сч, свинцомч, бросаютъ и деньги (серебряный). Берутъ также „какой нибудь гостинецч,“ и бросаютъ его въ воду, затемъ тутъ же семья выпиваете понемногу водки и говоритъ: „нате вамъ (сащемъ сч, детьми), гостинецъ". Черезъ каждые три года эти дейсттая должны повторяться, если желать, чтобы уловъ былъ хорогаъ. 1) Арх. I'. В. I860 г. А? 80. Дергачевъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz