Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
176 входной двери) въ честь повелителя дня (Weihnachts-Konig) и передъ уксой (входной дверыо) въ честь Саракка; о рождетй же Спасителя они ничего не знали *). Большая часть жертвоприношешй, которыя совершали лопари духамъ, относилась къ духамъ подземнымъ. Колдуны приносили жертвы упомянутымъ выше Noaiddevuoingga. Всяюй разъ, ко!'да они оказывали какую-нибудь услугу колдуну, этотъ посл'Ьднш на- граждалъ ихъ жертвоприношешями, причемъ жертвенными животными служилн не только олени, но также и рыбы, птицы, зайцы, бобры, куницы, лисицы, горностаи, свиньи, кошки и т. п. *). Простые лопари приносили чаще всего покойникамъ, которые, вместе съ Рота, по сылали болезни, и изъ вышенриведеннаго предашя мы видели, до какихъ размеров!, могли возрасти требовашя покойниковъ отъ своихъ живыхъ сородичей. Животныя чер- наго цвета, въ особенности же черныя кошки, считались самымъ угоднымъ приношешемъ3). Въ ряду разнообразныхъ жертвеиныхъ ритуаловъ среди древнихъ лопарей мы встр'Ьчаемъ еще одинъ, крайне интересный и оригинальный; это символическое приноше- nie в'ь жертву животныхъ. Делали изображеше животнаго и затемъ закапывали его в-ь землю. Объ этомъ обычае повествуете Шефферъ и слова посл'Ьдняго подтверждаются на- блюдешями Гегстрема; онъ говоритъ, что онъ встр'Ьча.ть разнообразный изображешя, н'Ь- которыя сделанный на подоб1еоленей, вместе съ различными жертвовашями, зарытыми вч. земле; онъ встречал!, ихъ также положенными просто въ снегъ и прикрытыми хво- ростомъ или деревьями. Делали также изображешя разныхъ божествъ, приносили имъ въ жертву то или другое животное и затемъ зарывали въ землю какъ жертву, такъ и идола. И объ этомъ упоминает!, Шефферъ и подтверждает!. Гегстремъ. Последшй полагаетъ, что эти жертвоприношешя назначены для подземныхъ боговъ *). Таковы въ общихъ чертахъ жертвенные ритуалы древнихъ лопарей, разработан ные какъ видно до тонкостей. Древте писатели, носещавнпе Лапландш, застали ихъ ве роватя подъ более или менее сильнымъ вл1ятемъ хрисианства. Стремясь примирить новыя идеи со старымъ кулиомъ, лопари стараются освятить свои язычесие обряды на- ложешемъ креста на своихъ идоловъ, заканчивая, во многихъ местностяхъ, жертвонри- ношеше своимъ языческимъ богамъ, принесетемъ жертвъ Ра;иенъ-Атч1е или Рад1енъ- Юедда, намазывая кресты жертвенною кровью на деревьях!,, на которыхъ они вешали пищу для нодземнаго бога, вводя, наконецъ, символы для новыхъ „божествъ" на свои волшебные бубны. Такъ долго существовали рука объ руку два культа: старый-языче- скш и новый-хрисланскш, причемъ язычесшй культъ стремился инкорпорировать въ себя культъ христсавскй. Но затемъ постепенно подъ вл!ятемъ развивающейся проповеди, развипя грамотности слабой стороной въ этой борьбе двухъ противоположныхъ началъ оказывается язычество, которое шагъ за шагомъ отступаете нередъ новымъ учетемъ, и хриспанство, распространяясь вместе съ просвещешемъ, хотя медленно, но неустанно одерживаете полную победу. 1) Erman. Archiv, р. р. ЗьО, 801. 2) Ibid. 174. 3) Friis. Das klaster zu Petschenga, p. 57. 4) Hogstrom. Beschreibung, p. 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz