Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Такъ, въ феврале, сообщаетъ Гегстремъ со словъ старухи лопарки, былъ у ло­ нарей обычай привязывать къ рогамъ своихъ оленей сЬно и траву, ту самую, которую они вкладывали въ свои рукавицы и обувь; это служило жертвой для Куова-манно, покрови­ теля стадъ. Когда у всехъ оленей сЬно было навязано, лопари поднимали шумъ, ударяя по кережамъ, либо потрясая связки колецъ, чтобы призвать къ трапезе Куова-манно, ко­ торый и долженъ былъ питаться этимъ сЬномъ *). Особенно интереснымъ является ираздноваше Рождества; уже выше я име.тг , слу­ чай говорить о жертвоприношетяхъ въ это время для Рота, Но эти дни были не только его праздникомъ, но праздникомъ и другихъ духовъ, хотя, повидимому, въ жертвенномъ ритуале а, можетъ быть, и въ самомт, веровашй въ этихъ духов!,, следуетъ видеть BjiiaHie скандинавскихъ соседей лопарей. Шефферъ 2) передаетъ намъ по этому поводу следующее: место, где живутъ эти духи, находится за вежой въ какомъ-нибудь дереве, на разстоянш полета стрелы отъ жилья. Этихъ духовъ чтутъ жертвоириношетями, которыя и носятъ назваше Юблафол- керъ; описаше жертвоприношетя онъ заиметвуетъ у Самуила Реена; накануне дня Рождества Христова и въ самый день праздника они постятся, не едятъ мяса, отъ остальной же пищи сохраняют!, по маленькой частице; тоже делаютъ и въ день празд­ ника, какъ и при жертвоприногпенш въ честь Рота; эти частицы они кладутъ въ сде­ ланные изъ березовой коры корабли, снабженные и парусами и веслами, ивливаютъ въ ко­ рабли немного жира. Затемъ эти корабли привешиваются къ дереву на разстоянш полета стрелы отъ дома для пищи детямъ блуждающихъ по земле духовъ. Приблизительно также описываетъ этотъ обрядъ и Гегстремъ: я достаточно ви- делъ доказательствъ тому, пишетъ онъ, что 1ула или рождествепскимъ духамъ прино- сятъ жертвы, въ особенности если атому предшествовалъ обетъ. Эти лодки, тгЬющш длины отъ 3/4— локтя, сделаны изъ дерева сосны, снабжены мачтами и иногда укра­ шены изображетемъ креста и обмазаны кровыо оленей. Эти лодки обыкновенно бы- ватотъ уже готовы къ тому времени, когда опи къ Рождеству быотъ своихъ жертвен­ ных!, олепей, такъ как!, при этомъ, именно, они обмазываютъ лодки кровыо. Лодки, ко­ торыя Гегстремъ виде.п, лично, были поставлены на высошя елки, которыя сами были украшены знаком!, креста и снизу довольно высоко обмазаны жертвенной кровью оленя. Въ честь кого лопари убиваютъ около Рождества олепей — неизвестно, но верно то, что около зимовокъ лопарей лежатъ не только рога закланныхъ животныхъ, но и все кости ихъ 3). В ъ финляндской Лапландш лопари въ кануиъ передъ Рождествомъ разставляли множество крестовч, въ своемъ жилище и каждаго ребенка ударяли по три раза: первый разъ, какъ говорили лоиари, ради отца, второй—ради матери, трети—ради его самого. Ночь подъ Рождество не спали и собирались къ месту, где жилъ нойда. Утромъ рано они бросали въ колодцы кусочки стали и латуни, чтобы колдуны не могли ихъ испор­ тить. Опи пили водку и делали но:шяпш ею передъ пошью (дверью, противоположной 1) Ibid, р. '207. 2) Scliefferus. Lapponia, p. 118. :i) Hosgtrbm. Beschreibung, p. 208.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz