Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
Такъ, въ феврале, сообщаетъ Гегстремъ со словъ старухи лопарки, былъ у ло нарей обычай привязывать къ рогамъ своихъ оленей сЬно и траву, ту самую, которую они вкладывали въ свои рукавицы и обувь; это служило жертвой для Куова-манно, покрови теля стадъ. Когда у всехъ оленей сЬно было навязано, лопари поднимали шумъ, ударяя по кережамъ, либо потрясая связки колецъ, чтобы призвать къ трапезе Куова-манно, ко торый и долженъ былъ питаться этимъ сЬномъ *). Особенно интереснымъ является ираздноваше Рождества; уже выше я име.тг , слу чай говорить о жертвоприношетяхъ въ это время для Рота, Но эти дни были не только его праздникомъ, но праздникомъ и другихъ духовъ, хотя, повидимому, въ жертвенномъ ритуале а, можетъ быть, и въ самомт, веровашй въ этихъ духов!,, следуетъ видеть BjiiaHie скандинавскихъ соседей лопарей. Шефферъ 2) передаетъ намъ по этому поводу следующее: место, где живутъ эти духи, находится за вежой въ какомъ-нибудь дереве, на разстоянш полета стрелы отъ жилья. Этихъ духовъ чтутъ жертвоириношетями, которыя и носятъ назваше Юблафол- керъ; описаше жертвоприношетя онъ заиметвуетъ у Самуила Реена; накануне дня Рождества Христова и въ самый день праздника они постятся, не едятъ мяса, отъ остальной же пищи сохраняют!, по маленькой частице; тоже делаютъ и въ день празд ника, какъ и при жертвоприногпенш въ честь Рота; эти частицы они кладутъ въ сде ланные изъ березовой коры корабли, снабженные и парусами и веслами, ивливаютъ въ ко рабли немного жира. Затемъ эти корабли привешиваются къ дереву на разстоянш полета стрелы отъ дома для пищи детямъ блуждающихъ по земле духовъ. Приблизительно также описываетъ этотъ обрядъ и Гегстремъ: я достаточно ви- делъ доказательствъ тому, пишетъ онъ, что 1ула или рождествепскимъ духамъ прино- сятъ жертвы, въ особенности если атому предшествовалъ обетъ. Эти лодки, тгЬющш длины отъ 3/4— локтя, сделаны изъ дерева сосны, снабжены мачтами и иногда укра шены изображетемъ креста и обмазаны кровыо оленей. Эти лодки обыкновенно бы- ватотъ уже готовы къ тому времени, когда опи къ Рождеству быотъ своихъ жертвен ных!, олепей, такъ как!, при этомъ, именно, они обмазываютъ лодки кровыо. Лодки, ко торыя Гегстремъ виде.п, лично, были поставлены на высошя елки, которыя сами были украшены знаком!, креста и снизу довольно высоко обмазаны жертвенной кровью оленя. Въ честь кого лопари убиваютъ около Рождества олепей — неизвестно, но верно то, что около зимовокъ лопарей лежатъ не только рога закланныхъ животныхъ, но и все кости ихъ 3). В ъ финляндской Лапландш лопари въ кануиъ передъ Рождествомъ разставляли множество крестовч, въ своемъ жилище и каждаго ребенка ударяли по три раза: первый разъ, какъ говорили лоиари, ради отца, второй—ради матери, трети—ради его самого. Ночь подъ Рождество не спали и собирались къ месту, где жилъ нойда. Утромъ рано они бросали въ колодцы кусочки стали и латуни, чтобы колдуны не могли ихъ испор тить. Опи пили водку и делали но:шяпш ею передъ пошью (дверью, противоположной 1) Ibid, р. '207. 2) Scliefferus. Lapponia, p. 118. :i) Hosgtrbm. Beschreibung, p. 208.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz