Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
174 страну усоншихъ, объявилъ, что требуется въ жертву либо лошадь, либо другой человекъ вместо больнаго. Такъ какъ лошади нельзя было достать тотчасъ, а больному станови лось все хуже, то старикъ отецъ решился принести себя въ жертву: если мой сынъ уиретъ, сказалъ онъ, то огонь въ моемъ очаге потухнетъ: лучше умру я; пусть мои годы причислены будутъ кч. жизни сына. По словамъ предавая, отецъ вышелъ, чтобы привести въ исполнеше свое pbmei-iie, подотелъ къ идолу, но тутъ-же упалъ мертвымъ,— и чудо совершилось, заканчиваете предате: сыну тотчасъ стало легче и вскоре онъ выздоровелъ ’). Насколько часто подземные боги требовали себе такихъ жертвъ— неизвестно, по существоваше такого преданы все-таки является крайне интереснымъ, какъ лучшее доказательство возможности человеческихъ жертвъ въ древней Лапландш для уыилостив- лешя главнаго нодземнаго божества; еще более интереспымъ является оно еще и оттого, что записано оно среди русскихъ лонарей. Писатели, которые застали еще обычай жертвоприношенш среди лонарей, ничего пе говорите о человеческихъ жертвоприношетяхъ въ ихъ время, если пе считать Ту- дера. Но жертвоприношешя Рота были и въ ихъ время очень распространены, хотя обыкновенно они являлись уже безкровными жертвами. Гегстремъ сообщаете, какъ очевидецъ, что накануне праздника Рождества Хри стова лопари имели обыкновеше изъ бересты делать въ честь Рота маленьме воронко образные сосуды. В ъ эти сосуды они клали кусочки венкой нищи, которую они потребляли, какъ въ день нередъ ираздникомъ, такъ и утромъ въ день праздника; въ эти дни они мяса не ели, а употребляли въ ншцу обыкновенно сыръ, молоко и рыбу; если у нихъ была мука, они делали лепешку въ палецъ толщиной и величиной съ талеръ; ее они наполняли молокомъ и сыромъ и пекли на углнхъ; эта лепешка, какъ и сосудъ, въ ко торый собирались кусочки пищи, клалась въ такой же сосудъ; къ краямъ сосуда прикреп лялись две деревяпныя лопаточки, длиной около половины локтя. Эти сосуды, какъ съ кусками нищи, такъ и съ лепешкой прикреплялись къ деревьямъ; на деревьяхъ делалось два выреза, а на вырЬзахъ ставили кресты. Эта нища назначалась для Рота, по сло вамъ Гегстрема, для того, чтобы онъ не вредилъ ихъ женамъ (пе ventrem illarum te- rebret seu perforet) г). По словамъ того же автора лепешки, назначаемый для Рота, клались нередъ его изображетемъ, где такое делалось 3). Таково л;ертЕОнринотете Рота вч, ХУП1 веке, но это не единственный ихъ видъ, и кровныя жертвы продолжали существовать еще очень долго среди лопарей для умило стивлены подземныхъ божествъ, какъ одного Рота, такъ и всехъ остальныхъ; но объ этомъ несколько ниже. Что касается духовъ, которыхъ такъ много было повсюду, по вероватямъ ло парей, то, какъ я уже говорилъ, лишь некоторымъ изъ нихъ приносились жертвы. Объ этихъ жертвоприношетяхъ я скажу лишь вкратце. 1 ; I. JTriis. Das Kloster zu Petchenga, 1 ». 57. 2) Hogstrom. Beschreibung, p. 209. :’) Ibid, p. 57.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz