Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

174 страну усоншихъ, объявилъ, что требуется въ жертву либо лошадь, либо другой человекъ вместо больнаго. Такъ какъ лошади нельзя было достать тотчасъ, а больному станови­ лось все хуже, то старикъ отецъ решился принести себя въ жертву: если мой сынъ уиретъ, сказалъ онъ, то огонь въ моемъ очаге потухнетъ: лучше умру я; пусть мои годы причислены будутъ кч. жизни сына. По словамъ предавая, отецъ вышелъ, чтобы привести въ исполнеше свое pbmei-iie, подотелъ къ идолу, но тутъ-же упалъ мертвымъ,— и чудо совершилось, заканчиваете предате: сыну тотчасъ стало легче и вскоре онъ выздоровелъ ’). Насколько часто подземные боги требовали себе такихъ жертвъ— неизвестно, по существоваше такого преданы все-таки является крайне интереснымъ, какъ лучшее доказательство возможности человеческихъ жертвъ въ древней Лапландш для уыилостив- лешя главнаго нодземнаго божества; еще более интереспымъ является оно еще и оттого, что записано оно среди русскихъ лонарей. Писатели, которые застали еще обычай жертвоприношенш среди лонарей, ничего пе говорите о человеческихъ жертвоприношетяхъ въ ихъ время, если пе считать Ту- дера. Но жертвоприношешя Рота были и въ ихъ время очень распространены, хотя обыкновенно они являлись уже безкровными жертвами. Гегстремъ сообщаете, какъ очевидецъ, что накануне праздника Рождества Хри­ стова лопари имели обыкновеше изъ бересты делать въ честь Рота маленьме воронко­ образные сосуды. В ъ эти сосуды они клали кусочки венкой нищи, которую они потребляли, какъ въ день нередъ ираздникомъ, такъ и утромъ въ день праздника; въ эти дни они мяса не ели, а употребляли въ ншцу обыкновенно сыръ, молоко и рыбу; если у нихъ была мука, они делали лепешку въ палецъ толщиной и величиной съ талеръ; ее они наполняли молокомъ и сыромъ и пекли на углнхъ; эта лепешка, какъ и сосудъ, въ ко­ торый собирались кусочки пищи, клалась въ такой же сосудъ; къ краямъ сосуда прикреп­ лялись две деревяпныя лопаточки, длиной около половины локтя. Эти сосуды, какъ съ кусками нищи, такъ и съ лепешкой прикреплялись къ деревьямъ; на деревьяхъ делалось два выреза, а на вырЬзахъ ставили кресты. Эта нища назначалась для Рота, по сло­ вамъ Гегстрема, для того, чтобы онъ не вредилъ ихъ женамъ (пе ventrem illarum te- rebret seu perforet) г). По словамъ того же автора лепешки, назначаемый для Рота, клались нередъ его изображетемъ, где такое делалось 3). Таково л;ертЕОнринотете Рота вч, ХУП1 веке, но это не единственный ихъ видъ, и кровныя жертвы продолжали существовать еще очень долго среди лопарей для умило­ стивлены подземныхъ божествъ, какъ одного Рота, такъ и всехъ остальныхъ; но объ этомъ несколько ниже. Что касается духовъ, которыхъ такъ много было повсюду, по вероватямъ ло­ парей, то, какъ я уже говорилъ, лишь некоторымъ изъ нихъ приносились жертвы. Объ этихъ жертвоприношетяхъ я скажу лишь вкратце. 1 ; I. JTriis. Das Kloster zu Petchenga, 1 ». 57. 2) Hogstrom. Beschreibung, p. 209. :’) Ibid, p. 57.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz