Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
Что касается столь почитаемой лопарями богини Саракка, то жертвоприношешя ей делались обыкновенно во время родовъ, или после рождешя ребенка. О такомъ жергво- приношенш я уже говорилъ выше, когда касался вероватй лопарей въ эту богиню; та каша, которую варили после рождешя ребенка и которую ставили подъ дверь, есть ничто иное, какъ безкровная жертва богине. Но кроме такой жертвы существовали и друпя: ей приносили въ жертву и животныхъ, именно, молодыхъ оленьихъ самокъ, сукъ и ку- рицъ *). Адерби, который даетъ намъ, наравне съ другими, сведетя о жертвоприноше тяхъ у алтарей, сообщаете, что въ скоромъ времени после появлешя ребенка на свете, приносилась въ жертву овца или олень-телка; въ моменте же рождешя дитяти, въ честь божества сжигали живую собаку; когда ребенокъ въ первый разъ принималъ грудь, то также въ честь божества приносили въ жертву еще какое нибудь животное 2). К ъ со- жаленщ, Ацерби не говоритъ, какому, именно, божеству эти жертвы назначались, но зная, вч. кого веровали лопари, какъ вспомогательницу при родахъ, кому они молились при этомъ, едва-ли можно сомневаться, что эти жертвы назначались для Саракка. Жертвоприношешя въ честь Саракка отличались отъ прочихъ темъ, что при нихъ присутствовали исключительно женщины и что мясо закланныхъ животныхъ могли есть лишь оне; следуетъ, кстати, заметить, что въ финляндской Лапландш съедалась при несенная въ честь богини собака, при чемъ также лишь однеми женщинами, безъ учасия въ пиршестве мужчинъ. 3). Женщины, считаюицяся еще среди современныхъ русскихъ лопарей существами нечистыми, которыя своимъ приеутслтаемъ, даже подчасъ своимъ взглядомъ, могутъ осквер нить святыню, не допускались къ присутствие при жертвоприношенш и къ участтю въ жертвенномъ пиршестве; исюпочеше делалось лишь при жертвоприношетяхъ несколькнмъ женскимъ божествамъ, въ томъ числе и при жертвахъ въ честь Саракка. Но это только по отношенш къ божествамъ нащональньшъ, искони лопарскимъ. Когда началось введе т е въ допарстй пантеонъ новыхъ божествъ, то это правило стало нарушаться и жен щины становились такими-же участницами въ жертвоприношетяхъ этимъ новымч, боже ствамъ, какъ и мужчины. Такъ, оне присутствовали и при жертвоприношенш и въ жерт венномъ пире въ честь Рад1енъ-Атч1е, Рад 1 енъ-Юедде, въ честь „святыхъ мужей11—Айле- кесъ-Олбмакъ— и въ честь Св. Девы Марш. Неудивительно, что лопари, принявъ хри стианство лишь формально, смотрели на обе ипостаси, Св. Троицы, Богоматерь и Святыхъ, какъ на божества которыхъ следовало ублажать жертвами. Про жертво- принотетя въ честь Рад1ена я имелъ случай говорить выше. Но лопари, поста- вивъ выше всехъ своихъ боговъ вновь воспринятыхъ ими Рад 1 енъ - Атч1е и Ра- д1енъ-Юедде, Найая и для Айлекесъ-Олбмакъ деятельность, хотя и не всегда соответ ствовавшую ихъ названш „святыхъ мужей1, не нашли определенной деятельности для предполагаемой новой богини. У лопарей мы не встречаемъ даже замены языческой бо гини Преев. Девой, какъ это мы видимъ у многихъ другихъ народовъ, также формально, какъ и лопари, принимавшихъ хриспанетво. По представлешямъ лонарей эта новая бо- *) Erman Archiv, р. 172. 2)Acerbi. Reise, p. 491. 3) Erman. Archiv, p. 172.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz