Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
171 отразиться и въ представлетяхъ лопарей, воровата которыхъ, какъ можно было заме тить изъ сказаннаго выше, не всегда были одинаковы для всехъ местностей Лапландш. Жертвенный ритуалъ солнцу отличался отъ общаго лишь темъ, что, по Шефферу, въ ухо жертвеннаго животнаго проводили белую нитку и что венокъ на капище де лали не изъ березовыхъ, а изъ ивовыхъ ветвей, на которыя вешали куски мяса. Въ финляндской Лапландш при приношенш жертвы посредствомъ закапывашя и делашя изо бражешя божества, къ ивобра?кешю солнца ставили прялку, что должно было символиче ски означать „бегъ солнца и его лута“ . Справедливее, однако, думать, что прялка является символоиъ самого солнца и его необходимой принадлежностью. Какъ таковая, прялка является у многихъ народовъ какъ не финскихъ, напримеръ Германцевъ и Славянъ, такъ и финскихъ, у которыхъ встречается солнечная девица, сидящая за прялкой; солнце называется также божьей прялкой. Арвидвонъ въ своей Svenska fornsagor цитируетъ слова песни: „Госпожа солнце (Frau Sonne) сидела на камне и пряла на золотой прялке“ *). Встречая у многихъ народовъ прялку, какъ символъ солнца, нетъ удивительнаго, что этотъ же символъ могъ встретиться и у лопарей некоторыхъ местностей. Но тогда какже примирить следующее противореч1е: божествамъ мужскимъ приносится въ жертву самцы, божествамъ женскимъ— самки; въ финляндской Лапландш нриносятъ солнцу вч. жертву оленя-самца, следовательно, считаютъ солнце мужчиной, и символомъ ему въ этой- же местности служитъ прялка, символъ женскаио божества. А то толковаше, что прялка должна была являться символомъ бога солнца и его лучей, кажется несколько натянутымч., такъ какъ въ прялке очень мало похожаго на лучи солнца, а въ прянье мало общаго съ ходомъ солнца. Къ тому же лопари долгое время прясть не умели и обыкновенно доволь ствовались одеждами изъ оленьей шкуры, а если и надевали одежды изъ какой нибудь ткани, то покупали ткань, какъ они покупаютъ ее и до сихъ поръ у своихъ скандинав скихъ и русскихъ соседей. Это последнее обстоятельство еще более заставляете думать, что употреблеше прялки при жертвоприношешяхъ солнцу является обычаемъ заноснымъ, воспринятымъ отъ финляндскихъ соседей лопарей, въ земле которыхъ и находились те лопарсгая селешя, среди которыхъ этотъ обычай былъ записанъ. Вместе съ прялкой, съ которой лопари могли познакомиться отъ финляндцевъ, они могли воспринять и пред- ставлеше о солнце, какъ о прядущей женщине, представлеше, которое, какъ я сказалъ, существовало у западныхъ финновъ и такимъ образомъ, принося жертву солнцу, какъ мужскому божеству, лопари придали ему символъ божества женскаго. Но которое изъ двухъ представленш о солнце преобладало въ финляндской Лапландш—решить трудно. Другой видъ жертвы солнцу—это приношеше, такъ называемое, Юбце; эта жертва безкровная: она состояла изъ каши. Каждый годъ, вечеромъ передъ Ивановымъ днемъ, эта каша варилась, и лопари и лопарки, прежде чемъ приступить къ еде, съ колЬ нопрекло- нешемъ просили солнце ниспослать тепло и свете на ихъ оленей и на все, чемъ пита лись и жили лоиари. Съевъ затЬмъ кашу, они снова съ коленопреклонешемъ обраща лись съ той-же молитвой къ солнцу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz