Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

16Й и зат'Ьмъ кровыо и жиромъ обмазывали всего идола; после этого и мясо и кости они зарывали въ землю. Въ иныхъ местностяхъ жертвенный ритуалъ въ честь Айеке нисколько изменялся: носл-1; того какъ жертвенное животное было выбрано при посредстве бубна, его ловили и привязывали кч. в'Ьж'Ь; и тутъ всегда жертвой для Айеке служилъ олень-самедъ. После этого ударомъ ножа вч. сердце убивали оленя; кровь изъ сердца собирали вч> сосудъ, чтобы ею окропить идола, который и делался всяйй разъ раньше передъ жертвоприноше- nieM4>. Затемъ, ноставивъ идола на столъ, приближались къ нему съ большим!, ночтешемъ и возливали на голову и на спину идола кровь; на груди той-же кровыо делали кресты. Около идола ставили и рога, и черенныя, и ножныя кости закланныхъ оленей. Передъ идоломъ обыкновенно ставилась чашечка изъ бересты, въ которую клали кусочки отъ каждой изъ частей тела жертвеннаго животнаго; въ чагпку вливали и жиръ жертвы г). Остальное мясо шло на трапезу присутствовавшим!,; иногда, однако, при жергвоприноте- мяхъ съедалась присутствующими лишь передняя часть тела животнаго, остальное пере­ давалось жертвователю 2). Иногда и все мясо употреблялось лопарями для домашнихъ потребностей. Такъ какъ жертвоприношетя совершались изъ года вч, годъ на одномъ и томъ-же месте, а рога всехъ закланныхъ оленей оставлялись въ капище, то естественно, что изъ роговъ образовалась большая куча; къ рогамъ, однако, никто не смелъ прикасаться, считая ихъ собственностью Айеке; къ этой куче роговъ привешивали венокъ изъ бере- зовыхъ ветвей и къ нему кусочекъ жертвеннаго мяса. Что касается жертвонриношешй Сторыонкаре, то и ему закалали всегда оленя- самца. Самч,-же жертвенный ритуалъ Шефферъ описываетъ с.гЬдующимъ образомъ со словч, Самуила Реена 3): черезъ правое ухо животнаго проводнтъ нитку краснаго цвета, иривнзываютъ животное къ веже и убиваютч>. Затемъ приноситель жертвы отделяетъ рога, голову и шею, также ноги сч. копытами жертвеннаго животнаго и относить это къ месту, где стоить идолъ Сторыонкаре: капище этого божества, какъ известно, нахо­ дилось вч. довольно далекомч, разстоянш отъ жилья лопаря. Придя туда, лопарь снимаетъ сч. головы шайку, кланяется идолу въ тгоясъ, затемъ становится на колени и выказы- ваетъ цельтмъ рядомъ действш свое уважеше кч, идолу. После этого онч, обмазываетч. идола жертвенной кровыо и жиромъ и ставить за спину идола рога закланнаго животнаго. По словамч, другихъ къ правому рогу привязываютъ детородный части оленя, кч. левому красную нить съ серебромъ. Другой способъ жертвеннаго ритула этому же божеству следукнщй: приводят!, кч. капищу живыхъ оленей, тамъ ихъ закалываютъ и устраиваютъ пиршество, къ которому приглашаютъ родныхъ и знакомыхъ; все мясо жертвеннаго животнаго съедается, иногда, однако, лишь часть мяса; это жертвенное мясо, главнымъ же образомъ голова и шея, на­ зывается пища Сторыонкаре, а само пиршество—ииршествомъ Сторыонкаре. Шкуру за­ кланной жертвы оставляютъ на месте, какъ собственность божества. *) Scliefferus. Lapponia., p. I ll , 112 я) Erman. Arcliiv. 350. 3) Scliefferus. Lapponia, p. 112, 115. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz