Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

темъ водки пили и простую воду. ЗатЬмъ уже они приносили жертву истинному Вогу, иричемъ отдельно каждой ипостаси Св. Троицы, такъ какъ они считали каждую изъ нихъ ва отдельное божество. Кости зкертвеннаго животнаго погребались; по представ- ленш лопарей изъ этихъ костей божество творило вновь оленя, котораго и брало себе. Вотъ почему и было необходимо, чтобы по возможности все кости были целыми и суще- ствуютъ равсказы, по которымъ если случайно забежавшая къ месту иринесетя жертвы собака съестъ или утащитъ кость, то собаку немедленно-же убивали и вырезали у ней кость, соответствующую той, которую она утащила, и прикладывали ее къ костямъ жерт- веннаго животнаго. Другой жертвенный ритуалъ въ главномъ мало чемъ отличается отъ только что описаннаго. Этотъ второй видъ жертвеннаго ритуала употреблялся лишь въ случаяхъ, когда жертва совершалась въ местности, где идола не было. Нойда, заревавъ жертвеннаго животнаго и разрубивъ мясо его на мелме куски, отде.чялъ отъ него глаза, уши, хвостъ, сердце и печень, также по маленькому куску мяса отъ каждой части тела животнаго и, если жертвенное животное было самецъ, то отъ его детородныхъ частей. Затемъ варили жертвенное мясо и присутствовавппе его съедали; все кости после этого собирались и складывались вместе съ отделенными нойдой частями тела животнаго въ надлежащемъ порядке и все это клалось въ гробообразный ящикъ, сделанный изъ березовой коры; ящикъ обматывали и окропляли жертвенной кровью; этотъ ящикъ, носивппй назвате Даменъ-Карре, торжественно зарывался въ землю. Если жертво- приношете назначалось для Айеке, то клали на ящикъ еще молотокъ—opynie этого бога. После этого изготовляли изъ бересты грубый идолъ божества 1х/2— 2 локтя вышины и въ локоть ширины, который и ставили на землю надъ погребенным!-, ящикомъ и назы­ вали такой идолъ Верро-Муорра съ прибавлетемъ имени того божества, которому жертва была предназначена. Делалось-же это для того, чтобы данное божество знало, какая жертва ему принадлежите и чтобы другое божество не присвоило себе ящика. Идола мавали сверхъ того жертвенною кровью и ставили на немъ несколько крестовъ, въ особенности на груди, и яшромъ обозначали ему глаза. Съ каждой стороны идола вставляли въ землю по ветке березы и связывали ихъ надч. головой идола; эти ветки также обмазывали жертвенной кровыо и вешали на нихъ всевозможный украшетн. При жертвоприношетяхъ всемч. божествамч. этоте идолъ вставлялся въ землю такч., чтобы корень дерева, изъ котораго его делали, приходился на верху; при я^ртвопрпнотешихъ- же высшему божеству Рад1енъ-атч1е идолч. закапывали вч, землю впизъ головой '). Таковч, жертвенный ритуалъ въ общпхъ чертахъ для некоторых!, местностей Лапландш; въ других!, м'Ьстностяхъ для каждаго божества онъ видоизменялся въ частпо- стяхъ и къ описание этихъ частностей я теперь и перейду. Лопарями некоторыхъ частей Лапландш жертвы Айеке приносились при следую- щихъ обстоятельствахъ: каждый годъ, осенью, приблизительно въ конце октября, дела­ лось новое изображеше бога, которое и ставилось въ капище на место стараго идола. Передъ этимъ изображешемъ они убивали оленя-самца, вынимали тщательно все кости г) Erman. Archiv. X X pp. 349—252.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz