Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
169 женщины громко пели въ это время сл'Ьдукмщя слова: „что ты скажешь, пашъ велигай, святой богъ? принимаешь-ли ты жертву, которую я назначилч, для принесетя тебе1? Во время итого пегая они прибавляли и название местности, где должно было произойти жертвоприношете. Если Сторыонкаре желаетъ жертвы, то кольцо должно остановиться на томъ м’Ьст’Ь бубна, где находится символическое изображеше этого божества. Если же кольцо не остановится, то «то было вФ.рнымъ признакомъ, что божество жертвы не же лаетъ; тогда такимъ же образовъ предлагали жертву Айеке со словами; не ты ли отецъ нашъ, богъ, желаешь мою жертву? и если кольцо остановится передъ изображетемъ этого божества—жертва назначалась ему и т. д. '). Въ случаяхъ, когда требовалось узнать какое животное следуетъ принести божеству, поступали такимъ же образомъ, съ той только разницей, что кольцо должно было остановиться передъ изображетемъ того жи вотнаго, которое божество хочетъ. Для решетя этихъ вопросовъ въ местностяхъ, где жертвенныя обязанности лежали на нойдахъ, этотъ последнш поступалъ такимъ же обра зомъ. Нойда приготовлялся кч, жертвоприношение постомъ и омоветемъ: когда насту- палъ день, назначенный для жертвоприношетя, опъ вместе съ темъ лицомъ, которое давало жертвенное лшвотное и съ лицами, приглашенными на жертвенный ниръ, отправ лялся къ месту, предназначенному для приногпетя жертвы. Нойда въ такихъ случаяхъ являлся одетымъ въ лучгшя одежды; на правой руке у него были надетылатунныя кольца, цепи и поясч,, которымъ онъ псревязывалъ себя черезъ левое плечо; въ случаяхъ, когда жертвонрпношеше должно было быть назначено женскому божеству, онъ къ обыкновен ному своему полотняному платью надевалъ еще такую-же шапку. Таковч, былъ костюмъ нойды вч, финляндской Лапландш. Какъ одевался вч, такихъ случаяхъ жрецъ въ дру гихъ частяхъ Лапландш подробно неизвестно. Во всякомъ случае существуютъ известся, по которымъ нойды для прннесешя жертвы являлись вч, особой одежде 2). Придя на место, онъ тотчасъ-же приступалъ къ л{ертвоприношетю. Одинч, типъ жертвоиринотешй былъ следующш: зарезавъ животное, нойда снималъ съ него шкуру и вынималъ затемъ внутренности. Тело животнаго резалось имъ на куски и клалось въ жертвенный котелъ. По проптествш получаса, когда мясо начинало уже сва риваться, вынимали часть жертвеннаго мяса, которую потомъ погребали въ землю; осталь- нымъ кускамч, давали время свариться какъ следуетъ. После этого нойда, а за нимъ и все остальные присутствукпще, становились на колени и начинали громко просить бо- жество, чтобы оно приняло жертву и дало xopomiit исходъ делу, изъ-за котораго жертва приносилась; после этого нойда бралъ мясо и говорилъ: это пища такого-то бога. Осталь ные повторяли тоже. Затемъ они снова молились и после этого съедали переднюю часть жертвеннаго животнаго. После трапезы нойда приготавливалъ мясной отваръ и ио при- готовлеши его нромзносилъ: это мясной отварч, такого-то бога; присутствовавппе повто ряли эти слова и затемъ пили этотъ отварч,. Этимъ жертвоприношете въ сущности и кончалось. Но лопари пили еще при втомч, водку въ честь другихъ боговъ; за неиме- l) Schefferus. Lapponia, p. 109. 2J Acerbi. Eeise, p. 499.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz