Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
168 скандинавсые строго преследовались. Сохраняя мнопя я;ычесмя веровашя, соблюдая еще долго свои обряды, они темъ не менее сравнительно быстро перестали быть идоло поклонниками, въ тесномъ значенш этого слова; этотъ фактъ доказываете, что идолы не были въ большомъ распространети среди лопарей, такъ какъ, забывь о иихъ, лопари долго еще поклонялись своимъ каменнымъ сейдамъ. Какъ богамъ, изображена которыхъ лопари делали, такъ и тЬмъ высшимъ бо гамъ и богинямъ, изображешя которыхъ не делались, лопари приносили частыя жертвы, причемъ ритуалъ изменялся, смотря но тому, какому божеству жертва приносилась. Но при всемъ разнообразш ритуаловъ въ частностяхъ можно выделить и обшдя имъ всемъ черты. Въ жертву приносились обыкновенно северные олени, какъ почти единственный скоте лопаря; кроме того жертвенными животными служили иногда кошки, собаки, овцы и курицы. Если у лонарей этихъ животныхъ не оказывалось, то они покупали ихъ въ Норвегш и затемъ приносили ихъ въ жертву. Большинство жертвопринотешй приходи лось на осень 1). При приготовлешяхъ къ жертвоиринотешимъ женщины присутствовали. При самомъ же приношенш жертвы оне не имели права присутствовать и принимать учасие въ жертвенномъ пире, кроме пекоторыхъ случаевъ. Обязанность совершать, какъ подготовлен1я для жертвы, такъ и само жертвоириношеше лежало въ то время, отъ ко тораго до насъ дошли извеспя, почти исключительно на такъ называемыхъ ноайдахъ, нойдахъ, которые являлись, какъ жрецами, такъ и шаманами и колдунами. Они владели особымъ искусствомъ умерщвлять жертвенное ;кивотное и разлагать мясо на известныя части, сообразно тому, какому изъ божествъ жертва предназначается 2). Имъ же при надлежало право указывать, какому божеству и какое животное следуетъ принести въ жертву, что пойда и узнавалъ при посредстве своего бубна. Но если въ большинстве случаевъ обязанность приносить жертву и даже выборъ жертвеннаго животнаго принадлежали нойде, то были все-таки случаи, когда семья при носила я;ертвы и одна. Мало того, даже въ техъ случаяхъ, когда лопари не знали какое божество требуете себе жертвы, или какое животное следуете принести такому-то бо жеству, они иногда умели, въ некоторых!, частяхъ Лапландш, но крайней мере, обхо диться и безъ помощи нойдовъ. Дело въ томъ, что еще въ конце X V II века бубепъ не составлялъ исключительной собственности нойдовъ: его имЬлъ почти каждый лоиар- сгай домохозяннъ и въ то время пе было нужды прибегать къ посредству шамана, такъ какъ все вопросы, которые могли волновать лопаря при нринесеши жертвъ, онъ могъ самъ разрешать при посредстве своего волшебнаго бубна. Когда лопари не знали какому богу принести жертву, они поступали следующимъ образомъ. Взявши бубенъ, на которомъ были изображены символически лопарсюе боги и разныя животным и ноложивъ па него особое кольцо, одииъ изъ нихъ начиналъ уда рять въ бубенъ, пока отъ сотрясешя кольцо не начинало двигаться. Сначала жертву предлагали Сторыонкаре, где таковой чтился; все окружаюшде какъ мужчины, такъ и О Schefferus. Lapponia. p. 110 2) Acerbi. Eeise. стр. 492, 493.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz