Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
167 среди лопарей предаше, что въ некоторыхъ местностяхъ Лапландш встречался постав ленный па гор'Ь деревянный идолъ Виросъ-Акка—повелительницы л'Ьсовъ 1). Капища, въ которыхъ покланялись Айеке, Шефферъ описываетъ сл'Ьдующимъ образомъ: за в'Ьжой лопаря, чтущаго это божество, на разстоянш брошенной стрелы находится капище. Тамъ изъ досокъ дф.лаютъ подойе стола на четырехъ иогахъ; на этотъ столъ и пом'Ьщаютъ священныя изображешя; жертвенникомъ служитъ этотъ же столъ. Вокругъ него идетъ кругъ изч. вставленных'!, въ землю ветвей березъ и сосны. Дорогу, которая ведетъ отъ вгЬжи къ капищу устилаютъ ветвями и листьями или иглами гЬхъ-же деревьевъ. Ежегодно эти ветви переменяются у некоторыхъ идоловъ. Если капище Айеке находилось вблизи жилища лопаря, то для жертвоприношешй Сторыонкаре выбиралось место, лежащее далеко отъ селен!й. Для ном^щетя его изобра жешя выбирались горы, скалы, берега р'Ькъ или болота; кроме того идола Сторыонкаре ставили вообще всюду, где богъ являлся лопарямъ во время охоты или рыбной ловли. Кагкдый лопарсгай родъ или каждая семья имела свое отдельное мЬсто, где она и при носила жертвы Сторыонкаре независимо отъ прочихъ семействъ или родовъ. М'Ьсто, па которомъ стоялъ идолъ Сторыонкаре, обыкновенно окружалось ч’Ьмъ-нибудь и местность за оградой считалась священной. Женщины къ канищамъ даже за священную ограду вообще не допускались 2). Таковы идолы главныхч. божествч. лопарей; существовали идолы и н'Ькоторыхъ другихъ божествъ, по вообще, повидимому, обычай ставить изображешя высшимъ боже- ствамъ не былъ особенно распространенъ среди лопарей. Въ X V III веке они еще встречаются, и Гегстремъ сообщаетъ, что ихъ у ло парей множество (Гегстремъ къ идоламъ причисляете. и сейдовъ). Но изображешй Айеке онъ не нашелъ; онъ же сообщаетъ, что у лопарей знакомыхъ ему местностей не было въ обычае ставить идоловъ Ибмелу и Сарракка. Идолъ Сторыонкаре встречался еще; по крайней мере, Гегстремъ сообщаетъ, что одному идолу, отнятому у одного изъ ло парей въ 1738 г., придавалось назваше Сторыонкаре. Впрочемъ было-ли это, действи тельно, изображеше этого бога или лишь простой фетишъ, которому давалось это назва ше, изъ его словъ вывести нельзя. Описывая виденные имъ идолы и капища, Гегстремъ ничемъ иочти не отличается отъ описашя Шеффера. Хрисианство, впрочемъ, наложило свой отпечатокъ на представлешя лопарей о своихъ идолахъ: оставаясь верными ихъ поклонниками съ одной стороны и считаясь съ другой стороны христаанами, они старались освятить свои древшя божества, и большин ство находимыхъ Гегстремомъ идоловъ, обмазанныхъ жертвенной кровью, носили на себе изображеше креста 3). Не смотря однако на это стремлеше примирить свои древшя язычесгая предетав- лешя съ христаанствомъ, лопари все-таки сравнительно скоро позабыли своихъ идоловъ, чему до известной степени могло содействовать и то, что за сохранеше идоловъ лопари J) Hogstriim. Besclireibung, p. 201. a) Schefferns. Lappoiiia, Pl}- 99—103. 3) Hogsti'om. Beschreibung. pp. 198—201.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz