Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

166 занесенное, быть можетъ, къ лопарямъ скандинавское предате о ТорЬ, у котораго за- стрялъ каменный осколокъ въ голов'Ь. Во время битвы съ Гругниромъ, пов'Ьствуетъ Эдда, Торъ съ такой силой бросилъ свой молотъ въ Гругнира, что камень (Schleifstein), кото­ рый служилъ последнему оруд1емъ, отъ удара молота разбился на дв'Ь части: одна часть упала на землю и отъ этого произошли скалы, а другая часть попала Тору въ голову. Камень остался въ голове и когда при помощи волшебныхъ п’Ьсенъ хотели извлечь камень изъ головы Тора, то вследстае неосторожности Тора, (который поси'Ь- шилъ обрадовать Гроу, извлекавшую изъ его головы камень, Т'Ьмъ, что ея мужъ Эрван- дилль скоро вернется, благодаря чему Гроа отъ радости забыла свои волшебныя песни), камень остался у него въ голов'Ь х). Н'Ьтъ ничего невЬроятнаго, что это предате было занесено и къ лопарямъ, и что часть ихъ представлетй объ Айеке сложилась подъ в.иятемъ скандинавской миоологш, т'Ьмъ бол’Ье, что следы такого вл1ятя на вероватя лонарей мы встречали уже не разъ при описанш ихъ божествъ. ^ Изображеше Сторыонкаре д'Ьлалось обыкновенно изъ камня, вследсше чего лопа­ ри называли такой идолъ просто Юедъ юбмелъ, что значитъ каменный богъ. Одни писатели говорятъ, что этотъ идолъ им’Ьлъ видъ нтицы (ОлафъПетръ Шурешй), друпе (Самуилъ Реенъ) сообщаютъ, что ему придаютъ иногда видъ человека, иногда какого- нибудь животнаго. Отъ идола, изобра;кающа 1 ’о Сторыонкаре, следуетъ, однако, отличать сейдовъ, которые въ пЬкоторыхъ м-Ьстахъ Лапландш также назывались Сторыонкаре. Иногда идолъ Сторыонкаре стоялъ не одинъ: около него группировались другая камен- ныя изображешя, изъ которыхъ одному придавали значеше супруги этого божества, дру- гимъ — его сына и ирочихъ детей, третьимъ — его слугъ и служанокъ. То обстоятель­ ство, что изображеше Сторыонкаре всегда Д'Ьлалось изъ камня, что внешшй видъ идола не былъ строго онредЬленъ, что, наконецъ, его часто изображали окруженнымъ своей семьей— служитъ также лишнимч. доказательствомъ въ пользу высказаннаго мною выше предположешя, что культъ Сторыонкаре произошелъ вследсттае развитая культа сейдовъ. Иногда лопари вместо изображешя Айеке или Сторыонкаре ограничивались поста­ новкой на опредЬленныхъ м'Ьстахъ оленьихъ роговъ. Что касается изображенй солнца, то таковыя у лопарей не были известны; на тЬхъ м'Ьстахъ, гд'Ь приносились ему жертвы не было поставлено даже роговъ, такъ какъ въ жертву солнцу приносились лишь молодьш яшвотныя, которыя роговъ еще не им'Ьли. Место, гд'Ь совершалось жертвоприношеше Пейве, просто обкладывали костями заклан- ныхъ ему животныхъ въ формгЬ круга и этимъ символомъ лопари вполне довольство­ вались 2). Шефферъ 8) упоминаетъ еще объ одномъ идоле, встречавшемся у лопарей по Торнео, это Виру-Акка. Черезъ семьдесятъ л'Ьтъ после Шеффера Гегстремъ записываете *) К . Simrock: Die Edda., pp. 302, 303. a) Schefferus. Lapponia, pp. 104—107; 117. ®) Ibid p. 93.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz