Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

165 ютъ временами года и месяцами и т. д. Изч, послФ.днихъ отмечаете опъ одного, кото- раго лоиари поместили на февраль и котораго они пазываютъ Куова-манно; другаго на Рождество, котораго они пазываютъ Яулла-герра (Iaulla-herra). Таковы главные духи, въ которыхъ веровали и которымъ поклонялись древше лопари и вера въ которых!, еще не исчезла совс'Ьмъ и среди современныхъ русскихч. лопарей. Но иеречислеппые духи далеко не исчерпываютъ всего сонма ихъ, которымъ ло­ парь населилъ окрул;ающую его природу. Сч. веровашями въ н'Ькоторыхч, духовъ, гос- нодствовавшихъ среди древпихъ лопарей, придется столкнуться при описанш жертвеннаго ритуала ихъ и н'Ькоторыхч. ихч. иразднествъ. При такомч. обилш разнообразныхъ силъ, которыми окружалъ себя лопарь, является естественнымъ процв+.тате у нихъ шаманиз­ ма, потому что, какъ правильно замечаете Кастренч., „главная идея, (леггсащая въ осно­ ве шаманизма) это та, что вч. природе существуютъ абсолютныя силы, которыя оказы- ваютъ безусловное в.топие па человека. Вместе сч. постепенно прюбретеннымъ взглядомъ, что человекъ не созданъ непосредствеинымъ владыкой природы, является въ немъ и потребность отыскать известныя средства для достижетя своихч, намеренй" '). Такими лицами и явились впоследствш лопарсые шаманы, которые, по мненно лопарей, и подчи­ нили себе эти абсолютныя силыприроды, повелевали ими. Но объ этомъ подробнее ниже. Теперь-же перейду къ изложешю жертвъ, которыя лопари приносили какъ своимъ выс- шимъ богамъ, такъ и низтимъ, второстененнымъ духамъ, отъ которыхъ они ожидали себе добра, или которыхъ, какъ духовъ злыхч,, следовало умилостивлять обильными да­ рами. Встретивъ такое мнолсество божествъ у лопарей, естественно ожидать развитаго ясертвепнаго ритуала—и, действительно, этотч, ритуалъ былъ развитъ подчасъ до тонко­ стей. Для удобства изложетя я д+,лю все виды л;ертвепиыхъ ритуаловъ на два класса: жертвоприношетя высшимъ богамч. (передъ идолами и безъ нихч.) и жертвоприношетя боя;ествамч. низшимъ. Начну съ первыхъ. Идоловч. у лопарей вообще было немного, если не считать сейтовч., которыхъ кч. идоламъ, вч. тесномъ значенш этого слова, причислять нельзя, такъ какъ сейты не были изображетями того или иного божества, а самими божествами. Подробное описаше идо- ловъ мы встречаемъ у Шеффера, который засталч. культч. ихъ еще вч, полной силе. Обыкновенно лопари органичивались лишь изображетемъ двухъ божествч,—Айеке и Сторыонкаре. Изображеше перваго всегда было сделано изч. дерева, вследств1е чего и самому идолу лопари придавали имя муора-юбмелъ — деревянный богъ. Для изобра- жетя Айеке употреблялась всегда береза, причемъ туловище делалось изъ ея ствола, а голова, изъ корней. Знакч., по которому можно было узнать, что данный идолч, изобра­ жаете бога-грома—это молотокъ въ его правой руке; въ голову ему вбивали железный гвоздь, или кусокъ кремня, которые, по словамъ Шеффера, должны были служить символомъ того, что Айеке выбиваете, огонь. Повидимому, этотъ аттрибутъ изображешя Айеке истолкованъ Шефферомъ не совсемъ правильно; молено скорее думать, что изо- бражете бога грома сч, кускомъ камня и гвоздемъ въ голове имеете, въ своей основе а) A. Castren. Vorlesungen tiber die Finnische Mythologie. p. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz