Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

163 Во многихъ местностяхъ Лапландш, преимущественно, однако, скандинавской, существуете в’Ьроваше, что если девушка родитъ „въ пустыне1, какъ выражаются ло­ пари, то, если она даже убьете своего ребенка, онъ продолжаете вечно жить; дитя пла­ чете безъ умолку, зовете проходящихъ и если проходящему придетъ на умъ спросить у него имя матери, оно называете ее. И до гЬхъ поръ плачете ребенокъ'и зоветъ ирохожихъ, пока онъ пе откроете имя Д’Ьтоубйцы и после этого кто-нибудь изъ про­ ходящихъ не даетъ ему христаанскаго имени. Существуютъ даже разсказы, характери- зукище крепость этого в'Ьроватя среди лопарей, что иногда трупы такихъ заброшенныхъ детей находили съ вырезанными языками; матери ихъ, вырезывая ихъ языкъ, надея­ лись, что этимъ способомъ они номешаютъ ребенку сд'Ьлать на нихъ доносъ въ д-Ьто- убМстве s). Насколько распространено это поверье и въ другихъ частяхъ Лапландш мне узнать не удалось. Наиболее цельнымъ сохранилось очень распространенное некогда въ скандинав­ ской Лапландш и некоторыхъ частяхъ русской вероваше въ Сталло, Сталлу или, какъ его теперь называюте печепгсые и пазрецгае лопари, Сталло-Сталъ. Г. Фрисъ высказы- ваетъ мпЬте, что представлеше о Сталло возникло подъ вл!яшемъ столкновешй лопарей со скандинавами, что первоначальный Сталло есть ничто иное, какъ самъ скандинавски! сосЬдъ лопаря, закованный въ жел'Ьзныя латы— Stahlmann, „стальной челов'Ькъ". Прини­ мая эту гипотезу г. Фриса, следуетъ родиной этого веровашя въ Сталло считать скан­ динавскую Лапландш, и, действительно, повидимому, это такъ; чемъ дальше мы отъ скан­ динавской Лапландш будемъ отклоняться на востокъ, темъ реже и реже мы будемъ встречаться съ веровашями въ существоваше Сталло, темъ бледнее о нихъ будутъ раз­ сказы— и наоборотъ. Что подъ Сталло въ отдаленное время разумели лопари, именно, сво­ ихъ скандинавскихъ соседей подтверждается, между прочимъ, темъ, что и ио настоящее время въ разсказахъ печенгскихъ и паврецкихъ лопарей Сталло-Сталъ.часто заменяется именемъ шведа или„швета“ , какъ говорятъ лоиари, и вместо убитаго Сталло-Стала вста­ ете въ его-же образе шведъ. П1ведовъ и до сихъ поръ лопари считаютъ волшебниками и одаренными большой силой, подчасъ сверхъестественной, что и заставляете ихъ до известной степени раболепствовать нередъ ними и даже, подчасъ на иеваконныя ихъ тре­ бования отвечать послушашемъ, хотя за глаза лоиари даютъ полную свободу своей не­ нависти и пазываютъ ихъ собаками и тому подобными нелестными эпитетами. Следуете заметить, что такое отношете лопарей къ „шведамъ“ господствуете не только среди скандинавскихъ лопарей, но и среди русскихъ, именно Пазрецкаго и Печенгскаго погос­ товъ. Mffbme о происхожденш Сталло отъ нредставлешй о шведахъ и норвежцахъ на­ ходите себе подтверждеше еще въ томъ обстоятельстве, что сами Сталло въ сущности отъ природы смертны: они скорее богатыри, чемъ духи, и сильный лопарь ихч> убиваетъ. Но возникшее изъ этого источника представлеше о Сталло съ течешемъ времени сильно изменилось, и теперь оно подходите подъ оиределеше блуждающаго беса (Wandelteufel). По представлешямъ древнихъ скандинавскихъ лопарей внешность Сталло описывалась не одинаково. Онъ изображался то въ виде обыкновенна™ крепкаго мужчины-силача и до *) Friis: Laila, p. 39, 40. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz