Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
163 Во многихъ местностяхъ Лапландш, преимущественно, однако, скандинавской, существуете в’Ьроваше, что если девушка родитъ „въ пустыне1, какъ выражаются ло пари, то, если она даже убьете своего ребенка, онъ продолжаете вечно жить; дитя пла чете безъ умолку, зовете проходящихъ и если проходящему придетъ на умъ спросить у него имя матери, оно называете ее. И до гЬхъ поръ плачете ребенокъ'и зоветъ ирохожихъ, пока онъ пе откроете имя Д’Ьтоубйцы и после этого кто-нибудь изъ про ходящихъ не даетъ ему христаанскаго имени. Существуютъ даже разсказы, характери- зукище крепость этого в'Ьроватя среди лопарей, что иногда трупы такихъ заброшенныхъ детей находили съ вырезанными языками; матери ихъ, вырезывая ихъ языкъ, надея лись, что этимъ способомъ они номешаютъ ребенку сд'Ьлать на нихъ доносъ въ д-Ьто- убМстве s). Насколько распространено это поверье и въ другихъ частяхъ Лапландш мне узнать не удалось. Наиболее цельнымъ сохранилось очень распространенное некогда въ скандинав ской Лапландш и некоторыхъ частяхъ русской вероваше въ Сталло, Сталлу или, какъ его теперь называюте печепгсые и пазрецгае лопари, Сталло-Сталъ. Г. Фрисъ высказы- ваетъ мпЬте, что представлеше о Сталло возникло подъ вл!яшемъ столкновешй лопарей со скандинавами, что первоначальный Сталло есть ничто иное, какъ самъ скандинавски! сосЬдъ лопаря, закованный въ жел'Ьзныя латы— Stahlmann, „стальной челов'Ькъ". Прини мая эту гипотезу г. Фриса, следуетъ родиной этого веровашя въ Сталло считать скан динавскую Лапландш, и, действительно, повидимому, это такъ; чемъ дальше мы отъ скан динавской Лапландш будемъ отклоняться на востокъ, темъ реже и реже мы будемъ встречаться съ веровашями въ существоваше Сталло, темъ бледнее о нихъ будутъ раз сказы— и наоборотъ. Что подъ Сталло въ отдаленное время разумели лопари, именно, сво ихъ скандинавскихъ соседей подтверждается, между прочимъ, темъ, что и ио настоящее время въ разсказахъ печенгскихъ и паврецкихъ лопарей Сталло-Сталъ.часто заменяется именемъ шведа или„швета“ , какъ говорятъ лоиари, и вместо убитаго Сталло-Стала вста ете въ его-же образе шведъ. П1ведовъ и до сихъ поръ лопари считаютъ волшебниками и одаренными большой силой, подчасъ сверхъестественной, что и заставляете ихъ до известной степени раболепствовать нередъ ними и даже, подчасъ на иеваконныя ихъ тре бования отвечать послушашемъ, хотя за глаза лоиари даютъ полную свободу своей не нависти и пазываютъ ихъ собаками и тому подобными нелестными эпитетами. Следуете заметить, что такое отношете лопарей къ „шведамъ“ господствуете не только среди скандинавскихъ лопарей, но и среди русскихъ, именно Пазрецкаго и Печенгскаго погос товъ. Mffbme о происхожденш Сталло отъ нредставлешй о шведахъ и норвежцахъ на ходите себе подтверждеше еще въ томъ обстоятельстве, что сами Сталло въ сущности отъ природы смертны: они скорее богатыри, чемъ духи, и сильный лопарь ихч> убиваетъ. Но возникшее изъ этого источника представлеше о Сталло съ течешемъ времени сильно изменилось, и теперь оно подходите подъ оиределеше блуждающаго беса (Wandelteufel). По представлешямъ древнихъ скандинавскихъ лопарей внешность Сталло описывалась не одинаково. Онъ изображался то въ виде обыкновенна™ крепкаго мужчины-силача и до *) Friis: Laila, p. 39, 40. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz