Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

162 мужи); остальиыя болезни ниспосылались имъ „жестокими мужами"—Гарросъ-олбмакъ. Надъ бурями властвовали Фанносъ-олбмакъ, жившими в'ь Фанносъ-аймо; они-то гнали на горныя кегоры Кайво—бога ветровъ. Если олени на ночь или на полдень запира­ лись въ огороженное место, чтобы ихъ было удобн'Ье доить, и если въ этотъ ироме- жутокъ времени какое-нибудь изъ животныхъ захворало, то это приписывалось Дуннеръ- Мупесъ, подземному духу, женскаго пола, которая приходила доить важенокъ Эти духи, въ которыхч, в'Ьровали лопари большинства местностей Лапландш, пе выдержали натиска хрисНанскихъ идей и сильно видоизменились, среди кольскихъ ло­ парей, по крайней мере. Имена ихъ, насколько мн'Ь удалось узнать, въ настоящее время забыты; лишь вероватя, что и болезни, и людей, и животныхъ, и бури происходптъ отъ духовч., пережили въ умахъ кольскихъ лопарей. Все это, однако, принисыпается теперь „чертямъ“, подъ которыми стали разуметь не только прежнихъ злыхъ духовъ лопарей, по даже и техъ, которые вч> известныхъ случаяхъ могли быть благодетельными, вч, из­ вестных!. случаяхч> гневными, карающими для лопаря. Поддержант этихъ нероватй, хотя-бы и въ искаженном!, виде, много содействовало существоваше у лопарей колду­ новъ, стоящихъ въ гЬсныхъ связяхъ съ миромъ духовъ, черезъ посредство которыхъ они могутъ насылать болезни и поднимать бури. В ъ самом!, переходе этихъ духовъ въ простыхъ бесовъ нетъ ничего удивительнаго, такъ какъ такова, вообще, участь языче- скихъ божествъ разныхъ народовъ; все они съ принятаемъ хриепанства переходятъ изъ ряда боговъ въ низшш разрядъ бесовъ, въ которомъ забываются даже ихъ собствен- ныя имена. Въ разрядъ же бесовъ понизились у современныхъ русскихъ лопарей и духи, служивппе некогда лопарскимъ шаманамъ и служанце ныне лопарскимъ колдунамъ. Эти духи, живппе въ стране усошппхъ, принимали обыкновенно видъ животныхъ, птицъ или рыбъ, и у каждаго чародея ихъ было три въ его распоряжети: одинъ въ виде птицы (saivo-lodde), другой въ виде рыбы ( saivo-giiclle ) и третй — въ образе оленя-самца ( saivo-sarva ). Все эти духи носили назвате „духовъ-чародея“— Noaidde-vuoinga. Пти­ цы, въ образе которыхъ эти духи являлись, были орлы, лебеди, голуби, коршуны или куропатки; одне изъ нихъ были белаго цвета съ черными полосами, друпя совершенно черныя, третьи съ белыми крыльями, черной спиной и серой грудыо 2). Какъ будетъ видно изъ изложетн имеющихся у меня сведетй о лопарскихъ колдунахъ и у послед- нихъ есть въ распоряжети духи; но это просто бесы, которые, однако, могутъ прини­ мать любой видъ; чаще всего, однако, они являются либо въ виде юношей, либо въ виде дЬвутекъ, либо, наконецъ, въ виде „барышень", т. е. одетыхъ такъ, какъ одеваются колянки. Далее, въ не.которыхъ месгностяхъ Лапландш верили еще въ Удбоера—духа таинственнаго, мрачнаго. Онъ ночью проводитъ время надъ могилами умершихъ младен- цевъ, которымъ при ихъ жизни на земле не было дано никакого имени; онъ, сидя надъ могилой такого ребенка, поднимаетъ вой и испуганные лопари, заслытавъ голосъ Удбо­ ера, спепгатъ скорей крикнуть какое-нибудь имя младенцу. Erman, Arcliiv. XX, р. 357 а) Ibid, р. 174.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz