Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
160 рать. Эти духи, повидимому, не нацюналыш-лопарсйе; вероятно они занесены къ лопа рямъ отъ скандинавовъ, гд'Ь нредставлешя о карликахъ, обладателях'], и хранителяхъ огромныхъ сокровищъ въ горахъ, были очень распространены. Эти, обшдя германскимъ нлеменамъ, вгЬрован1я въ духовъ-карликовъ, вероятно, перешли и къ лопарямъ. Къ сожал^шю, слишкомъ малое количество данныхъ, которыя дошли до насъ, о веровашяхъ лопарей въ Тшаккалагакъ не даетъ возможности подтвердить ато иредположеше, по уже то, что нредставлешя о нихъ были мало распространены среди лонарей, встречались лишь въ н'Ькоторыхъ, лежащихъ близь скандинавскихъ, селешяхъ лонарей, можетъ косвенно до казывать ато. *. Въ числе духовъ, которые служатъ лонарю, одно изъ самыхъ главныхъ месть следуетъ отвести, для такъ называемыхъ, См1ераккатту. Эти духи темъ отличаются отъ нрочихъ, что въ то время, какъ все остальные произошли но независящим1!, отъ человека обстоятельствамъ, См1ераккатту производятся самими лопарями съ иомощыо черта. Же- лающй иметь въ своемъ распоряженш такого духа долженъ сделать изъ шелка маленыай мегаочекъ на подоб1е шапки; къ этому мешечку онъ привязываетъ налочку и клубокъ ннтокъ; затемъ онъ долженъ изъ всехъ снлъ дуть на клубокъ и говорить: милый чертъ, дай ему жизнь, а я даю тебе за ато половину моей души; См1ераккатту, если таковой появится, даю половину моей жизни. Если чертъ услышитъ мольбы, онъ одухотворяетъ клубокъ, палку, и мешечекъ, и См 1 ераккатту являются либо въ виде кошки, либо въ виде птицы, либо въ томъ виде, въ какомъ пожелаетъ лицо, производящее духа. См1ераккатту предлагаете вопросъ лицу, его произведшему и которому онъ долженъ отныне служить, какого имущества онъ желаетъ себе, такъ какъ вся деятельность этого духа сводится лишь къ доставлений того или иного вида имущества, которое онъ и крадете для своего хозяина у другихъ лицъ. Г1о полученш приказашя CMiepaitKaTTy принимается тотчасъ-же за дело. Случается, что во время воровства духа поймаютъ и чтобы съ нимъ не делали, тоже делается и съ хозяиномъ; поэтому пойманному См1ераккатту стараются обыкновенно отрубить руку или ногу, чтобы, такимъ образомъ, узнать, у кого служите этотъ воров ской духъ. Веровашя въ См 1 ераккатту отзываются также чужимъ вл1яшемъ: на это наводите и участае черта въ сотвореши духа и отдача черту половины своей души; нельзя въ этихъ чертахъ не усмотреть вл1яшя средневековыхъ представлетй о договорахъ съ чер- томъ: даже сама цель, для которой творится этотъ духъ—иолучете богатства иосред- ствомъ похищешя у другихъ—является для лопарской фантазш странной, такъ какъ именно воровство почти не встречается въ среде лонарей. Очевидно, что если въ основе ве- роваше въ См1ераккатту и возникло на лопарской почве, то оно затемнилось иодъ чу жимъ вл1ятемъ до неузнаваемости. Выть можетъ, что См1ераккатту однехъ местностей Лапландш есть никто иной, какъ домашвш духъ другихъ лопарей. Что домашше духи зачастую въ веровашяхъ дру гихъ народностей рисуются заботящимися о томъ очаге, въ которомъ они жйвутъ,— общеизвестно; известно и то, что домашше духи иногда воруютъ у соседей для обога- щешя той семьи, въ которой они жйвутъ. Выть можетъ, эти черты, свойственныя до- машнимъ духамъ, были перенесены на См1ераккатту, занесеннаго изъ чужи, быть можете,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz